Года 1912-1913: большой русский самолет с балконом и петля Нестерова

На балконе самолета «Русский Витязь» стоят Сикорский и генерал-лейтенант Каульбарс

Этим материалом мы продолжаем серию публикаций, посвященных ключевым моментам истории мировой авиации, и фокусируемся на годах 1912-1913. Это был поистине знаменательный период, отмеченный появлением не только большого русского самолета с балконом под названием «Русский Витязь», но и знаковым событием, навсегда вписанным в историю – первым выполнением петли Нестерова.

В эти два года авиация совершила стремительный скачок, продемонстрировав миру невероятные достижения от первых тяжелых машин до освоения высшего пилотажа.

Братья Райт управляемый самолет Flyer 1

Года 1903—1905: братья Райт — пионеры воздухоплавания

Сантос-Дюмон_Полет 12 ноября 1906 года

Года 1906—1908: трагедии и триумфы — цена первого полета

Самолёт Curtiss, пилотируемый Юджином Эли, взлетел с палубы USS Birmingham

Года 1909-1911: зарождение палубной авиации и покорение Ла-Манша

Содержание

1912: становление ВВС, мировые рекорды и смелые маневры

В Болгарии появился свой Авиационный корпус! Крылатые машины Bleriot и Bristol, не просто числились в списках, а сразу отправились в бой. Они хорошо показали себя в войне на Балканах в 1912-м и 1913-м годах. После этой войны корпус был расформирован. А потом, когда Болгария в 1915 году решила вступить в войну на стороне Германии, корпус снова собрали.

Январь — май: начало палубной британской авиации

В начале года лейтенант-коммандер британского флота  Чарлз Рамни Сэмсон, проводил важные эксперименты. Он был первым летчиком в Британии, взлетевшим с палубы. Это было 10 января: аэроплан Short S.38 стартовал со специальной платформы, которая была специально сооружена на броненосце «Африка». Броненосец стоял недалеко от побережья графства Кент у острова Грейн (Англия).

9 мая тот же Сэмсон установил мировой рекорд, взлетев с движущегося корабля. Во время военно-морского парада броненосец «Хиберния» развил скорость 15 узлов. Летчик взлетел на S.38 с палубы прямо на глазах у изумленной публики.

Первый взлет с броненосца Африка британских ВМС самолета Short S.38. 1912 г.

Short S.38 впервые взлетает с броненосца «Африка» британских ВМС . 1912 г.

22 февраля: скорость, которая поразила мир — рекорд Жюля Ведрина

Жюль Ведрин, французский пилот, первым в мире смог превысить скорость в 100 миль в час (161 км/ч) во время полета. Этот рекорд был установлен в городе Пау, Франция. Ведрин пилотировал моноплан Deperdussin, оснащенный ротативным двигателем Gnome Monosoupape, демонстрируя впечатляющие возможности авиационной техники того периода.

Французский авиатор Жюль Ведрин (1881-1919), снимок 1911 года
Французский авиатор Жюль Ведрин (1881-1919), снимок 1911 г.

10 августа: невероятный трюк над Темзой

Пилот Ф.К. Маклин на своем необычном гидроаэроплане Shorts S.33 (с двумя поплавками и толкающим винтом) решил испытать судьбу. Он пролетел под лондонским мостом Тауэр, прямо над Темзой! Звучит как кадр из приключенческого фильма, правда? Это был действительно запоминающийся момент.

Пролет гидросамолета Shorts S.33 под мостом Тауэр. Лондон. 1912 г.
Пролет гидросамолета Shorts S.33 под мостом Тауэр. Лондон. 1912 г.

1 июня: Ханс Доне перелетел Осло-фьорд

Норвежский офицер-подводник лейтенант Ханс Доне совершил первый в Норвегии полет. На германском самолете Taube он успешно преодолел расстояние бежду противоположными берегами Осло-фьорда, что стало важным шагом для развития местной авиации.

2 июня: успешное испытание пулемета Lewis в воздухе

В США (Колледж-Парк, штат Мэриленд) прошли важные испытания. Капитан Чарлз Чандлер производил стрельбу из пулемета Lewis прямо в воздухе. Пилотировал машину лейтенант Томас Д. Миллинг. Чандлер сидел справа от пилота, держа пулемет в руках. Результаты стрельбы оказались настолько впечатляющими, что было принято решение о заказе партии пулеметов. Однако, по неизвестным причинам, Управление вооружения этот заказ так и не разместило. Интересно, что в Первой мировой войне американский Lewis стал стандартным авиационным пулеметом.

Капитан Чарльз де Форест Чандлер с пулеметом Льюис, во время испытательного полёта. Июнь 1912 года. Изображение - NARA
Капитан Чарльз де Форест Чандлер с пулеметом Льюис, во время испытательного полёта. Июнь 1912 года. Изображение — NARA

27 июня: основание авиационного батальона в Италии

В Италии было принято решение о создании авиационного батальона (Battaglione Aviatori), который вошел в структуру отдела по контролю за авиационной деятельностью (Ufficio d’lspezione Servizi Aeronautici). Это стало прямым следствием активного и успешного использования итальянской армией аэропланов в войне с Турцией в 1911 г.. Датой же формирования полноценной военной авиации в Италии считается 28 ноября 1912 года.

2 июля: образование датского армейского авиационного корпуса

В Дании был сформирован армейский авиационный корпус. Первым шагом в его создании стала организация авиационной школы, которая положила начало развитию военного авиационного потенциала страны.

8 сентября: формирование ВВС Аргентины

Были сформированы Военно-воздушные силы Аргентины (Escuela de Aviacion Militar). Первой базой для них стал Эль-Паломар. Стоит отметить, что авиационная служба аргентинских Военно-морских сил была создана позже, взяв за основу итальянскую базу, расположенную в Сан-Фернандо. Произошло это 17 октября 1919 г.

12 ноября: первый взлет с помощью катапульты

В Вашингтоне, на верфи ВМС, с корабля, стоявшего на якоре, гидросамолет впервые в мире успешно разогнался и взмыл в воздух с помощью корабельной катапульты. Это был Curtiss А-1 Triad.

Гидросамолет Curtiss А-1 Triad
Гидросамолет Curtiss А-1 Triad

19 ноября: итальянская Колониальная авиационная служба

Сформирована Колониальная авиационная служба Италии (Servizo d’Aviazione Coloniale). Её создали для усиления авиационной поддержки и контроля в итальянских колониях.

1913: первый 4-х моторный «Русский Витязь», начало высшего пилотажа и международные перелеты

Бразилия: формирование школы гидроавиации в Рио-де-Жанейро

Это событие стало отправной точкой для авиации ВМС Бразилии. Первым самолетом, использованным в школе, был итальянский гидроплан Bossi.

Сербия (будущая Югославия): пионеры сербской военной авиации

Несмотря на то, что независимое государство Югославия появится только в 1918 г., в Сербии военная авиация начала свою историю именно в 1913 году. Группа сербских офицеров в количестве шести человек, получивших подготовку во Франции, стали пионерами сербской военной авиации.

Февраль: начало чилийских ВВС

В Чили в Ло-Эспехо была создана авиационная школа. От даты ее создания ведется официальная история Военно-воздушных сил страны.

Март: первое тактическое авиаподразделение американской армии создано в Техасе

В Техас-Сити была сформирована 1-я авиационная эскадрилья. Командиром был назначен капитан Ч. Чандлер. Эскадрилья получила статус 1-го тактического авиационного подразделения армии США. Она входила во 2-ю пехотную дивизию. Ее миссией было патрулирование приграничных с Мексикой территорий. Боевых операций эскадрилья не проводила.

Март: Китай начинает оснащение своей авиации французскими самолетами Caudron

В марте Китай сделал важный шаг к модернизации своей авиации, разместив заказ на 12 самолетов Caudron F во Франции. Это приобретение стало первым крупным шагом в формировании китайских военно-воздушных сил.

Самолет Caudron F. 1913 год
Самолет Caudron F. 1913 год

16 апреля: 1-й кубок Шнейдера

1-й Кубок Шнейдера стартовал в Монако. Он положил начало престижным гонкам гидросамолетов. Победителем стал Морис Прево (француз). На дистанции 280 км он показал среднюю скорость 73,63 км/ч на моноплане Deperdussin, оснащенном мотором Gnome (160 л.с.).   В соревнованиях участвовали представители многих ведущих авиастроительных компаний: Astra, Breguet, Borel, Morane-Saulnier, Farman, Deperdussin, Dartois, Borel-Denhaut и Nieuport., что подчеркнуло высокий уровень развития гидроавиации того времени.

12 мая: четырехмоторный «Русский Витязь»

В Санкт-Петербурге совершил свой первый полет «Русский Витязь» – первый в мире четырехмоторный самолет, разработанный И. И. Сикорским. Гигантская машина с размахом крыла 28,19 м, оснащенная четырьмя 100-сильными моторами Argus, была пилотируема самим конструктором. «Русский Витязь» заложил основу для создания тяжелых бомбардировщиков, включая его знаменитого наследника – «Илью Муромца».

Русский Витязь_Император Николай II, конструктор И.И.Сикорский и русские авиаторы у «Русского Витязя»
Император Николай II, конструктор И.И.Сикорский и русские авиаторы у «Русского Витязя»
На балконе самолета «Русский Витязь» стоят Сикорский и генерал-лейтенант Каульбарс
На балконе самолета «Русский Витязь» стоят Сикорский и генерал-лейтенант Каульбарс

15 июня: Сан-Диего становится центром авиации армии США

Принято решение о передислокации 1-й авиаэскадрильи Армии США. Три пилота и 26 рядовых с двумя самолетами остались в Техасе, в то время как основная часть эскадрильи была направлена в Сан-Диего. Этот шаг привел к концентрации почти всех самолетов Армии США в Сан-Диего, что, вероятно, отражало стратегические соображения по управлению и обслуживанию авиапарка.

1 июля: старт ВВС Нидерландов

1 июля 1913 года ознаменовалось созданием первого авиационного подразделения в армии Нидерландов. Так началась история Королевских ВВС страны. Это событие стало развитием предыдущих этапов. С 1886 года в армии существовали аэростаты, а в 1911 году начались экспериментальные полеты самолетов. Морскую авиацию сформировали только в 1917-м.

9 сентября: «петля Нестерова» – начало высшего пилотажа

Петля Нестерова_Петр Николаевич Нестеров
Петр Николаевич Нестеров

9 сентября (27 августа по старому стилю) небо над Сырецким полем в Киеве стало свидетелем дерзкого прорыва в истории авиации. Военный летчик Пётр Николаевич Нестеров, словно играя с гравитацией, первым в мире исполнил фигуру высшего пилотажа, которая навсегда будет носить его имя – «петля Нестерова».

Его аэроплан «Ньюпор-4» с 70-сильным мотором «Гном Gamma», взлетев на тысячу метров, вдруг затих. Мотор остановился, и машина начала стремительное, почти вертикальное пике. На высоте, где земля уже казалась совсем близкой (600–800 метров), двигатель вновь ожил! Не теряя ни секунды, Нестеров умело выровнял самолет рулем высоты. Затем направил нос самолета вертикально вверх. Дальше произошло невероятное: самолет перевернулся на спину, прочертив в воздухе еще одну дугу, и вновь устремился вниз носом, замыкая в вертикальной плоскости ту самую, легендарную петлю. Финальным аккордом стало выключение мотора и плавное, как по маслу, приземление на стартовой площадке аэродрома.

Этот подвиг, полный мастерства и отваги, не просто открыл новую главу в авиации – он заложил фундамент для всего, что мы сегодня знаем как высший пилотаж.

Петля Нестерова_П. Н. Нестеров около своего Ньюпор-4
П. Н. Нестеров около своего Ньюпор-4

23 сентября: Ролан Гарро совершает первый перелет через Средиземное море

23 сентября француз Ролан Гарро установил первый в мире авиационный рекорд, перелетев Средиземное море. На моноплане Morane-Saulnier он пролетел 729 км от Сен-Рафаэля до Бизерты за 7 часов 53 минуты.

21 ноября: «петля Нестерова» покоряется Пьеру Шантелю на биплане Caudron F

Французский пилот Пьер Шантелю совершил значимое достижение, исполнив фигуру высшего пилотажа «петлю Нестерова» на биплане Caudron F. Это был тот самый аэроплан, который Китай приобрел у Франции для своих ВВС. Таким образом, самолет Caudron F стал первым бипланом в истории, способным выполнить этот маневр, который ранее успешно осуществил Пётр Нестеров на моноплане. А китайские товарищи убедились, что не зря приобрели этот аппарат тяжелее воздуха (прим. автора).

Пьер Шантелю на биплане Caudron F
Пьер Шантелю на биплане Caudron F

29 ноября: Жюль Ведрин впервые летит из Европы в Египет

Жюль Ведрин совершил исторический перелет на моноплане Bleriot. Он впервые преодолел путь из Нанси (Франция) в Каир (Египет) по воздуху.

Маршрут включал остановки в восьми городах. Это были: Вюрцбург и Прага, Вена и Белград, София и  Константинополь, Триполи и Яффа. Это сделало этот полет одним из самых продолжительных и сложных в то время.

Продолжение следует…

«Илья Муромец» серии В с двигателями «Argus» в полете.

Год 1914: русский богатырь «Илья Муромец» и первый воздушный таран Петра Нестерова

Источник информации

Журнал «Мировая авиация». Выпуск 53

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 5
  1. Юрий Зозуля

    Тауэр, Нестеров-вот источники вдохновения Чкалова.

  2. Валентин

    познавательно :idea:

  3. Юрий

    познавательно ! спасибо! так держать

  4. Альберт

    Впечатлил самолёт с балконом

  5. Наталья

    Спасибо за интересную статью! Как всегда зачиталась. Спасибо вам огромное! 👍

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: