Год 1914 ознаменовался тем, что русский богатырь «Илья Муромец» — 4-х моторный самолет, не только совершал первые полеты, но и устанавливал мировые рекорды. Также первый воздушный таран совершил Петр Нестеров. Об этих и других значимых событиях этого года рассказывается в этой статье.
Года 1909-1911: зарождение палубной авиации и покорение Ла-Манша
Года 1912-1913: большой русский самолет с балконом и петля Нестерова
Содержание
- 1 1 января: пионерская авиалиния в США от Энтони Яннуса
- 2 Январь: «Илья Муромец» – гигант, который взлетел
- 3 Февраль: «Илья Муромец» снова в центре внимания – рекорд за рекордом!
- 4 20 апреля: Австралиец Пикстон – король Кубка Шнейдера
- 5 20 апреля — 19 мая: первое боевое применение морской авиации США
- 6 14 мая: «Илья Муромец» решил попробовать себя на воде
- 7 Июнь: «Илья Муромец» на пути из Петербурга в Киев – 2560 км по воздуху
- 8 30 июля: через Северное море на Bleriot
- 9 8 августа: первый французский летчик ранен в бою
- 10 13 августа: британский самолет впервые во Франции!
- 11 25 августа: первая принудительная посадка
- 12 25 августа: первый в истории таран Нестерова
- 13 30 августа: историческое событие – бомбардировка Парижа
- 14 16 сентября: первый самолет Канадского Авиакорпуса – Burgess-Dunne
- 15 27 сентября: рождение французской бомбардировочной авиации
- 16 5 октября: сбит первый вражеский самолет
- 17 8 октября: первый стратегический удар британской авиации
- 18 21 ноября: рейд на базу Zeppelin во Фридрихсхафене
- 19 21 декабря: первый воздушный удар по Великобритании
- 20 23 декабря: эра «Ильи Муромца» – рождение русской дальней авиации
- 21 25 декабря: туман помешал налету на Куксхафен
- 22 Источник информации
1 января: пионерская авиалиния в США от Энтони Яннуса
Новый год принес американцам не только праздники, но и первую официальную пассажирскую авиалинию! Энтони Яннус из «Benoist» взял пассажира и на своей двухместной летающей лодке Benoist перевез его из Сент-Питерсберга в Тампу, Флорида. Это был первый официально зарегистрированный пассажирский полет в истории США – серьезный шаг вперед!
Январь: «Илья Муромец» – гигант, который взлетел
В январе случилось еще одно важное событие: в воздух поднялся самолет Игоря Сикорского, который назвали «Илья Муромец». Это была глубоко переработанная версия его же «Русского Витязя» (или «Гранд»).

Говорят, что прототип №107 совершил свой первый полет еще в конце 1913-го, 10 декабря. Изначально он выглядел немного иначе: было добавлено среднее крыло с креплениями и дополнительная стойка под фюзеляжем. Но, как это часто бывает, первые идеи не всегда идеальны, и от этих элементов вскоре отказались.

Февраль: «Илья Муромец» снова в центре внимания – рекорд за рекордом!
Не успели мы нарадоваться первому полету «Ильи Муромца», как в феврале он снова удивил! Спустя всего месяц, этот воздушный гигант поднялся в небо с 16 пассажирами на борту. И не просто поднялся, а достиг отметки в 2000 метров – это был новый рекорд по грузоподъемности! После такого впечатляющего полета самолет спокойно приземлился на Корпусном аэродроме в Санкт-Петербурге. Вот это машина!
20 апреля: Австралиец Пикстон – король Кубка Шнейдера
Французы, победившие в прошлом году, снова принимали у себя престижные гонки на Кубок Шнейдера, на этот раз в Монако. И представьте себе, победу одержал австралиец – Ховард Пикстон! Он показал просто невероятную скорость, промчавшись по дистанции со средней скоростью 139,66 км/ч. Его гидросамолет Sopwith Tabloid, оснащенный 100-сильным ротативным двигателем Gnome Monosoupap, оказался быстрее всех.

Кстати, гонка не обошлась без драмы: на 15-м круге у Пикстона начались проблемы с зажиганием. Но наш герой не сдался! Он первым пролетел все 28 кругов, да еще и сделал это вдвое быстрее лучшего французского пилота. Его итоговая средняя скорость оказалась на целых 40 км/ч выше предыдущего рекорда Мориса Прево. Вот это настоящий триумф!

20 апреля — 19 мая: первое боевое применение морской авиации США
Морская авиация США впервые вступила в реальные боевые действия. Лейтенант Дж. Х. Тауэр, как командир, повел за собой троих пилотов и три самолета. На крейсере USS «Миссисипи» они отправились из Пенсаколы в Мексику, в Веракрус. Их миссия была очень важной: быть глазами и ушами для войск, наблюдать за всем и фотографировать. Это был их первый настоящий «выход на поле боя», и это событие стало важной вехой.
14 мая: «Илья Муромец» решил попробовать себя на воде
Наш гигант «Илья Муромец» решил не останавливаться на достигнутом и 14 мая предстал в совершенно новом обличье – теперь это был гидроаэроплан! Вместо привычных стоек шасси у него появились внушительные поплавки. Первыми за штурвал сели лейтенант Г. И. Лавров и сам конструктор Игорь Сикорский. Позднее офицер Лавров эксперименты продолжил спмостоятельно, а конструктор отправился по своим делам в столицу.

По результатам испытаний стало понятно, что «Муромец» вполне уверенно чувствует себя на воде – мореходность оказалась удовлетворительной. Управлять же им было легко, так как пилот мог управлять как рулями, так и регулировать тягу моторов. Единственный минус – скорость набора высоты. Чтобы подняться на высоту 2 км, требовался целый час! Всё из-за тех самых поплавков, которые создавали немалое сопротивление воздуху. Но, несмотря на это, машина получилась весьма достойной.

Июнь: «Илья Муромец» на пути из Петербурга в Киев – 2560 км по воздуху
«Илья Муромец» доказал свою способность к дальним перелетам, преодолев 2560 км из Санкт-Петербурга в Киев. Это стало важным шагом в освоении протяженных авиационных маршрутов.
30 июля: через Северное море на Bleriot
Норвежец Триггве Гран совершил немыслимое – первым перелетел через Северное море на аэроплане Bleriot. Это было настоящее испытание для пилота и машины!
8 августа: первый французский летчик ранен в бою
Французский летчик, совершавший разведывательный полет, был ранен в ходе обстрела из стрелкового оружия. Он стал первым французом, получившим ранение в условиях воздушной войны.
13 августа: британский самолет впервые во Франции!
13 августа лейтенант Х. Д. Харви-Келли совершил исторический полет! Его самолет В. Е.2а (№347) преодолел расстояние от английского Дувра до французского Амьена всего за 1 час 55 минут. Примерно 320 км (около 200 миль) по прямой из Дувра в Амьен. Реальный подлинный маршрут был немного длиннее. Впервые самолет британского авиакорпуса приземлился во Франции.

25 августа: первая принудительная посадка
Произошло первое в истории принудительное приземление самолета. Им стал немецкий двухместный разведчик, который вступил в схватку с тремя невооруженными аэропланами из 2-й эскадрильи британского авиакорпуса. Шла Первая мировая война…
25 августа: первый в истории таран Нестерова
В этот день в небе над Львовской губернией в районе Жолквы, на Юго-Западном фронте, развернулась драматическая история. Петр Николаевич Нестеров, сражаясь против австрийских летчиков, поставил точку в противостоянии с надоедливым «Альбатросом». Почти ежедневно этот самолет тревожил русских летчиков, и в тот день он появился снова. Нестеров, не раздумывая, на своем «Моране», довольно быстром и маневренном самолете тех времен, решил идти на таран.
Свидетели, поручики А. Кованько-младший и В. Соколов, описывают, как «Альбатрос», летевший на высоте выше 1000 метров, пытался уйти, разгоняясь на снижении. Но Нестеров быстро и решительно догнал его, приблизившись сзади — сверху, — как пишет исследователь К. И. Трунов, — и ударил «Альбатрос», как неуклюжую цаплю бьет сокол. Около 12:05 крыло «Морана» врезалось в самолет австрийца. «Альбатрос», быстро теряя высоту, столкнулся с землей.
После столкновения «Моран» начал терять высоту, снижаясь по спирали. Вскоре от него отделился мотор. Летчика выбросило из поврежденной машины, и он упал неподалеку. Момент, когда именно это произошло, остается неясным: одни свидетели говорят, что это случилось сразу после удара, другие – намного позже.
В любом случае, гибель отважного летчика по праву считается героической. Это был первый таран в истории мировой авиации.
Петр Нестеров дважды вошел в её историю. Как основоположник фигур высшего пилотажа, выполнивший мертвую петлю, получившую имя петли Нестерова. Случилось это 9 сентября 1913 года. И как герой, впервые осуществивший воздушный таран.

30 августа: историческое событие – бомбардировка Парижа
Аэроплан Taube, управляемый немецким лейтенантом Фердинандом фон Гидессеном, совершил первую в истории воздушную бомбардировку города. Это был новый, пугающий этап войны.
16 сентября: первый самолет Канадского Авиакорпуса – Burgess-Dunne
Биплан Burgess-Dunne стал первым летательным аппаратом, официально принятым на вооружение Канадского Авиакорпуса.

27 сентября: рождение французской бомбардировочной авиации
Французские Военно-воздушные силы сделали шаг вперед, сформировав свою первую бомбардировочную группу. В ее состав вошли бипланы типа Voisin, готовые к новым задачам.
5 октября: сбит первый вражеский самолет
Экипаж французского Voisin – сержант Жозэф Франц и капрал Каналь – сумел сбить немецкий Aviatik над Жоншери (населенный пункт во Франции, расположенный недалеко от Парижа), использовав пулемет. Это был первый сбитый в бою самолет.

8 октября: первый стратегический удар британской авиации
Германия подверглась первому стратегическому налету Британской авиации. Удар был по. эллингам дирижаблей Zeppelin в Дюссельдорфе. Чарльз Рамни Сэмсон, уинг-коммандер из эскадрильи «Истчерч» тщательно спланировал этот удар. Из Антверпена вылетели два аэроплана Sopwith Tabloid, которыми управляли Д. А. Спенсер Грэй и Л. Дж. Мэрикс. Погода внесла свои коррективы: Грэй, потеряв ориентировку, разбомбил Кельнский вокзал вместо ангаров. Но Мэрикс, проявив упорство и мастерство, нашел цель и с высоты 180 метров сбросил бомбы. В итоге сгорел свежепостроенный дирижабль Zeppelin Z. IX и соседние мастерские от возникшего пожара.

21 ноября: рейд на базу Zeppelin во Фридрихсхафене
21 декабря: первый воздушный удар по Великобритании
Германия нанесла первый в истории удар с воздуха по территории Великобритании. Немецкий аэроплан Taube сбросил две бомбы. К счастью, они упали неподалеку от адмиралтейских верфей в графстве Кент, не причинив существенного ущерба, но обозначив новую угрозу.
23 декабря: эра «Ильи Муромца» – рождение русской дальней авиации
В России именно тогда, посреди всей этой военной суматохи Первой мировой, родилась наша дальняя авиация. Была создана первая в мире эскадра тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Звучит внушительно, правда? Самолет назван в честь нашего богатыря, который всегда символизировал силу. Вот только подумайте, какие чувства испытывали люди, когда впервые видели эти огромные машины, взмывающие в небо! Это было настоящим прорывом, как будто открыли новую дверь в военном деле. И вот до сих пор, 23 декабря, наши летчики дальней авиации, которые сейчас летают на современных самолетах, отмечают свой праздник. Это такой день, когда они вспоминают тех первых парней, которые создали первое в России и во всем мире такой мощное соединение бомбардировочной авиации.

25 декабря: туман помешал налету на Куксхафен
Британцы попытались устроить налет на немецкие ангары для дирижаблей в Куксхафене (город в Германии, расположенный на побережье Северного моря). С трех своих авианосцев, «Эмпресс», «Энджэдин» и «Ривьера», они запустили девять гидросамолетов Short. Но, к сожалению, для британцев, на море стоял густой туман. Он настолько сильно помешал пилотам, что найти цели им не удалось. В итоге, когда самолеты возвращались, только трем из девяти удалось найти свои плавбазы. Остальные, видимо, потерялись в тумане.
Продолжение следует…
Источник информации
Журнал «Мировая авиация». Выпуск 62





Да, пассионарность в начале века преобладала над инстинктом самосохранения.
«Илья Муромец» поражает даже сейчас.
интересно
Интересно почитать историю
Очень интересная статья! Первый таран впечатлил. Конечно, Нестеров герой! «Илья Муромец» поражает и вызывает гордость! Спасибо большое за такую замечательную статью! 🌸