Мы продолжаем наше путешествие в самое сердце зарождающейся авиации! В предыдущей части мы стали свидетелями полетов братьев Райт на планерах. Но что было дальше? Что вдохновляло людей в те годы, когда небо манило своей недоступностью?
Итак, 1903-1905 годы. Представьте себе: мир, еще не привыкший к автомобилям, уже мечтает о полетах! Вы увидите, как известие об успехе братьев Райт стало искрой, зажегшей пламя энтузиазма у других изобретателей.
В этой части мы расскажем о людях, которые не побоялись рискнуть. Об Эрнсте Аршдеконе, который учредил премию для стимулирования прогресса, о Габриэле Вуазене, который смело испытывал свои планеры, несмотря на неудачи, о Леоне Левассере, который создал двигатель, давший надежду многим.
Мы также затронем и другие важные события: эксперименты с воздушными змеями, которые давали надежду на парение в воздухе, и первые попытки создать вертолеты, которые, несмотря на свою неуклюжесть, вселяли веру в будущее.
Приготовьтесь почувствовать себя современником этих отважных людей! Почувствуйте их страсть, их сомнения, их надежды. И поймите, что именно благодаря их усилиям небо стало ближе к нам.
До 1903 года. Часть 1: от махолётов да Винчи до планеров Лилиенталя
До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт
Содержание
- 1 1903: первые управляемые полеты братьев Райт и первые авиационные двигатели
- 2 1904: Гран-при авиации, военный воздушный змей, братья Райт продолжают «зажигать»…
- 2.1 25 марта: авиационная премия Эрнста Аршдекона
- 2.2 1 апреля: настойчивый капитан Фердинанд Фербер
- 2.3 3 апреля: на планере Э. Аршдекона
- 2.4 30 апреля: планер-биплан на электрической лебедке
- 2.5 26 мая: Flyer II от братьев Райт
- 2.6 Июнь: военный воздушный змей с человеком на борту
- 2.7 20 сентября: первый полет по кругу
- 2.8 9 ноября: братья Райт устанавливают рекорд продолжительности полета
- 3 1905: воздушные змеи, первый вертолет и снова братья Райт
- 3.1 27 апреля: рекорд высоты человека на воздушном змее
- 3.2 14 мая: вертолет поднял полезный груз массой 6 кг
- 3.3 6 июня: коробчатый змей-гидропланер
- 3.4 23 июня: первая неудачная версия самолета братьев Райт Flyer III
- 3.5 5 октября: вторая удачная версия самолета братьев Райт Flyer III
- 3.6 16 октября: завершающий полет братьев Райт перед длительным перерывом
- 3.7 30 ноября: повреждения большого Цеппелина
- 3.8 28 декабря: канадский воздушный змей Александера Белла
- 4 Источник информации
1903: первые управляемые полеты братьев Райт и первые авиационные двигатели
Первый полет

Погодные условия
17 декабря: «Когда мы проснулись утром 17-го, лужи воды, стоявшие вокруг лагеря после недавнего дождя, были покрыты льдом. Дул сильный ветео — около 40 км/ч. Предполагалось, что он утихнет в ближайшее время, но когда пробило 10:00, а ветер дул как прежде, мы решили вывести машину…».
Так Орвилл Райт описывал начало того дня, когда братья Райт вошли в историю, совершив свой первый полет на самолете «Флайер I» (англ. Flyer I).
Первая попытка, неудачная
Предпринятая 14 декабря первая попытка, закончилась неудачно. Скорость ветра была недостаточной для горизонтального старта, поэтому 18-метровую направляющую, по которой разгонялся самолет, пришлось установить с наклоном вниз, чтобы увеличить скорость в момент отрыва.
Направляющая была выполнена из обычных досок, по которым перемещалась тележка с велосипедными колесами. Flyer устанавливался на тележку, удерживавшуюся на месте тросом до тех пор, пока двигатель не выходил на максимальные обороты. 14 декабря, когда тележка была отпущена, Flyer подбросило вверх. Уилбур, стремясь выровнять самолет, слишком резко действовал передним рулем высоты увеличенной площади, и машина ударилась о землю.
Вторая и следующая попытки, успешные
Уилбур писал своей семье: «Мощность (двигателя) была достаточной, и, не будь досадной ошибки из-за недостатка опыта пилотирования машины, полет бы состоялся…». Поврежденный руль высоты починили довольно быстро, но братьям два дня пришлось пережидать сильный ветер, прежде чем 17 декабря не настала подходящая погода. Сначала они установили стартовую направляющую, а затем собрали своих друзей и помощников, чтобы установить самолет на тележку.
Наконец все было готово. Дул устойчивый ветер скоростью 43 км/ч. Была очередь Орвилла занять место пилота. Пожав руку брату, который напомнил ему о чувствительности руля высоты, он занял свое место. Тележка была отпущена и Flyer, по словам Орвилла, «…всего 16 метров пробежав, поднялся в воздух. Управлять рулем высоты, расположенным спереди, было сложно и аппарат бросало вниз и вверх. Машина в результате, взмыв на три метра, резко нырнула вниз и пошла к земле. Всего удалось пролететь от места старта 36 метров…».
Братьев поздравили помощники и быстро начали готовить аппарат дальнейшему вылету. Было выполнено в этот день еще 3 полета. В завершающем Уилбур преодолел уже целых 260 м за 59 секунд. Затем Flyer переместили назад к ангару, где его опрокинуло порывом усилившегося ветра, но полученные повреждения быстро устранили.
Телеграмма старшему Райту
В тот незабываемый день своему отцу Орвилл телеграфировал: «Успешно. Четыре полета утром четверга. Против ветра в 21 милю/ч. Горизонтальный старт, с работающим двигателем. Средняя скорость полета 31 миля/ч. 57 с — наибольшая продолжительность. Информируй прессу. С Рождеством. Орвилл Райт».
Написанное в спешке это послание содержит ряд неточностей, но это нисколько не умаляет достигнутого братьями Райт успеха, навсегда вошедшего в авиационную историю.

«Флайер I» (англ. Flyer I) — первый самолет братьев Райт
Это был самолет конструкции и постройки братьев Райт с двигателем внутреннего сгорания
| Характеристика | Значение |
|---|---|
| Длина, м | 6,4 |
| Размах крыла, м | 12,3 |
| Высота, м | 2,7 |
| Площадь крыла, кв. м | 47 |
| Масса пустого, кг | 274 |
| Масса снаряжённого, кг | 338 |
| Силовая установка | 4-х цилиндровый рядный двигатель внутреннего сгорания |
| Мощность двигателя, л. с. | 12 |
17.12.1903 г. в Китти Хок (долина в США) свершился исторический момент: первый в мире полёт на аппарате с двигателем. «Флаер» с человеком на борту поднялся в воздух, пролетел вперёд и совершил посадку на той же высоте, что и место взлёта.
Это был биплан с двумя толкающими винтами. Винты вращались в противоположные стороны. Силовая установка располагалась рядом с летчиком на нижнем крыле. Он управлял аппаратом лежа, используя бедра. Перед ним находились рукоятки: одна для управления высотой, а другая – для запуска двигателя.
12 ноября: 1-й управляемый полет дирижабля
Первый полноценный дирижабль, разработанный и по строенный братьями Лебоди, совершил 1-й управляемый полет от Моиссона до Марсова Поля в Париже, пролетев 38 км.

Декабрь: авиационный двигатель Antoinette
Леон Левассер представил свой легкий и мощный двигатель Antoinette, ставший одним из самых популярных моторов для самолетов на заре авиации.
1904: Гран-при авиации, военный воздушный змей, братья Райт продолжают «зажигать»…
25 марта: авиационная премия Эрнста Аршдекона
Президент Аэроклуба Франции, ирландский адвокат Эрнст Аршдекон, учредил авиационную премию в 25000 франков. Вместе с другими 25 000 франков, предоставленными Анри Дейчем, эти деньги составили фонд Гран-при авиации. Эта награда предназначалась тому пилоту, который сумеет пролететь на самолете расстояние, превышающее 1 км.
1 апреля: настойчивый капитан Фердинанд Фербер
Капитан Фердинанд Фербер совершил попытку взлететь на планере Э. Аршдекона с песчаной дюны в Берксюр-Мер в Нормандии, закончившуюся неудачей. За шесть лет экспериментов Ферберу удалось пролететь всего 4,8 м!
3 апреля: на планере Э. Аршдекона
Очередная попытка полета в Берксюр-Мер, предпринятая Габриелем Вуазеном, оказалась более удачной. Вуазен доработал конструкцию планера, установив переднее горизонтальное оперение для увеличения устойчивости. В результате ему удалось продержаться в воздухе 25 с.
30 апреля: планер-биплан на электрической лебедке
На выставке аэронавтики в Сент-Луисе (Миссури) пионер авиации Октав Шаню продемонстрировал копию своего планера-биплана 1896 года. Запуск планера производился с помощью электрической лебедки.

26 мая: Flyer II от братьев Райт
После нескольких месяцев проб и ошибок братьям Райт удалось поднять в воздух свой усовершенствованный самолет Flyer II. Всего в тот год братья совершили 105 полетов на своих самолетах.

Июнь: военный воздушный змей с человеком на борту
В Альдершоте британские военные провели официальные испытания воздушного змея с человеком на борту, созданного Самуэлем Ф. Коди.
20 сентября: первый полет по кругу
Уилбур Райт совершил первый в истории на аппарате тяжелее воздуха полет по кругу.
9 ноября: братья Райт устанавливают рекорд продолжительности полета
Уилбур Райт совершил полет протяженностью 4,43 км в Дайтоне, Огайо. Впервые полет аппарата тяжелее воздуха продолжался более 5 мин.
1905: воздушные змеи, первый вертолет и снова братья Райт
27 апреля: рекорд высоты человека на воздушном змее
Под началом Самуэля Коди в Альдершоте на воздушном змее на высоту 792 м поднялся Муртон из британской армейской группы воздухоплавания.
14 мая: вертолет поднял полезный груз массой 6 кг
В Сент-Клу (Париж) братья Дюфо из Женевы продемонстрировали модель вертолета. Оснащенный двигателем мощностью 3 л. с. (2 кВт), 16,8 — кг аппарат поднял полезный груз массой 6 кг.
6 июня: коробчатый змей-гидропланер
Габриель Вуазен на своем коробчатом змее — планере взлетел с поверхности реки Сена. Он буксировался моторной лодкой L’Antoinette. В июле Вуазен с переменным успехом продолжал испытания своего «гидропланера».

23 июня: первая неудачная версия самолета братьев Райт Flyer III
В Симмс Стейшен (Огайо) поднялся в воздух усовершенствованный самолет братьев Райт Flyer III, однако, его характеристики оказались хуже ожидавшихся из-за неудачной системы управления. Ни в одном из первых 10 полетов.аппарату не удалось продержаться в воздухе более 12 с.
5 октября: вторая удачная версия самолета братьев Райт Flyer III
После проведенных доработок Flyer III, пилотируемый Уилбуром Райтом, совершил полет про должительностью 39 мин 23 с, преодолев расстояние 39 км.

16 октября: завершающий полет братьев Райт перед длительным перерывом
Братья Райт совершили свой завершающий полет перед почти трехлетним перерывом.
30 ноября: повреждения большого Цеппелина
При попытке старта с озера Констанца дирижабля Zeppelin LZ 2 воздушный корабль получил повреждения.

28 декабря: канадский воздушный змей Александера Белла
В Канаде поднялся созданный Александером Беллом коробчатый воздушный змей Siamese Twins, на котором находился Нейл Макдерми. Змей состоял из 1829 ячеек, шириной 25,4 см.
Продолжение следует…
Года 1909-1911: зарождение палубной авиации и покорение Ла-Манша
Года 1912-1913: большой русский самолет с балконом и петля Нестерова
Источник информации
Журнал «Мировая авиация». Выпуск 52







Отличная работа!
Необыкновенные люди, не перестаю восхищаться.
историю пишешь на отлично! спасибо!
познавательно
Отважные люди, ЛЁТЧИКИ!
Статья интересная и познавательная. Я узнала много нового из истории мировой авиации.
Очень интересная статья! Спасибо, что расширяете мой кругозор! Прочитала с большим удовольствием.