Наше путешествие продолжается! После первых, еще неуверенных шагов, годы 1909-1911 стали периодом стремительного взлета, когда небо начало покоряться человеку. Это было время, когда дерзкие мечты воплощались в реальность, а самолеты превращались из диковинки в мощный инструмент, меняющий мир. В эти годы радость открытий смешалась с первыми серьезными испытаниями. Мир узнал, что покорение неба требует не только смелости, но и огромной цены. Мы увидим зарождение палубной авиации, покорение Ла-Манша, узнаем как первые страны создавали свои воздушные силы, и как первые почтовые рейсы соединяли города.
Приготовьтесь почувствовать дух новаторства, восторг от первых рекордов и горечь первых трагедий. Благодаря их отваге мы сегодня летаем.
До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт
Содержание
- 1 1909: рекорды скорости и покорение Ла-Манша
- 1.1 23 февраля: первый полет в Канаде
- 1.2 30 апреля: 137 метров истории — Великобритания полетела
- 1.3 14 мая: Коди и Aeroplane No.1 — первый полет на дистанцию более мили в Британии
- 1.4 Июнь: армия США приобретает самолет братьев Райт после демонстрации головокружительной скорости
- 1.5 13 июля: первый полет британского самолета собственной конструкции
- 1.6 25 июля: исторический полет. Блерио первым перелетел Ла-Манш
- 1.7 16 октября: рождение авиагиганта. Во Франкфурте основана первая в мире коммерческая авиакомпания
- 2 1910: Россия осваивает небо, начало палубной авиации
- 2.1 10 марта: первый ночной полет в мире
- 2.2 13 марта: Швейцарская авиация стартует со льда
- 2.3 21 марта: Одесса принимает первый полет. Михаил Ефимов – пионер русской авиаци
- 2.4 28 марта: Анри Фабр — изобретатель и пионер гидроавиации
- 2.5 Апрель: Французская армия создает свою авиацию
- 2.6 2 июня: Чарльз Ролле — мечта покорить Ла-Манш дважды и роковая ошибка
- 2.7 2 октября: первое столкновение в небе — трагедия над Миланом
- 2.8 14 ноября: исторический взлет — как Юджин Илай открыл эру палубной авиации
- 2.9 Начало палубной авиации ВМС США
- 3 1911: палубной авиации быть, почта, грузы
- 3.1 18 января: развитие палубной авиации — теперь посадка и взлет
- 3.2 5 февраля: Вивиан Уолш: первый пилот Новой Зеландии открывает небо
- 3.3 18 февраля: Индия принимает первую в мире официальную авиапочту
- 3.4 Март: Aeronautica militar Espanola: первые четыре самолета для испанских ВВС
- 3.5 23 марта: Луи Бреге и его «летающий автобус» — 11 пассажиров в небе Франции
- 3.6 12 апреля: Лондон и Париж связаны по воздуху
- 3.7 4 июля: «General Electric» прокладывает путь — первая воздушная доставка груза в Британии
- 3.8 9 сентября: авиапочта в Великобритании — первая и официальная
- 3.9 23 сентября: США не отстают — первая авиапочта
- 4 Источник информации
1909: рекорды скорости и покорение Ла-Манша
23 февраля: первый полет в Канаде
Важный день для воздушных достижений Канады. Джон Дуглас Маккарди совершил исторический полет, впервые подняв в небо биплан «Silver Dart», аппарат тяжелее воздуха. Это знаменательное событие произошло в Баддек-Бей, Новая Шотландия. Интересный факт: сам это самолет уже имел опыт полетов, его первый взлет был в декабре 1908-го в США.

30 апреля: 137 метров истории — Великобритания полетела
23 апреля 1909 года – знаковый момент для авиации Великобритании! Дж.Т.К. Мур-Брабазон вошел в историю, как первый британец, поднявший аэроплан в воздух. На своем «Voisin» он совершил полет на 137 метров на острове Шиппи в Лейсдауне. По сути, это было начало новой эры для полетов в Великобритании.
14 мая: Коди и Aeroplane No.1 — первый полет на дистанцию более мили в Британии
День, когда Самуэль Франклин Коди, уроженец Америки, ставший впоследствии подданным Великобритании, установил новый рекорд. Он впервые в истории Соединенного Королевства преодолел на аэроплане Aeroplane No.1 британской Армии дистанцию более одной мили, т.е. 1,6 километра, и стал важным достижением.
Июнь: армия США приобретает самолет братьев Райт после демонстрации головокружительной скорости
Вернувшись в Форт-Майер, штат Вирджиния, братья Райт не сидели сложа руки! Весь июль 1909 года они демонстрировали свой усовершенствованный аппарат образца 1908 года, катая на нем пилотов Армии США. Настоящий триумф ждал Орвилла Райта: он не только пролетел 8 километров, но и разогнался до 67,6 (с ума сойти — прим. автора) км/ч. Это было ровно то, что нужно, чтобы получить премию в 5000 долларов, учрежденную для того, кто первым достигнет скорости 40 миль в час (примерно 64 км/ч). Успех был настолько очевиден, что уже 1 августа Армия США приобрела их самолет. Официально он получил название «Самолет номер один, дивизион летательных аппаратов тяжелее воздуха, Воздушный флот США».
13 июля: первый полет британского самолета собственной конструкции
Графство Эссекс, Ли Маршиз. Именно здесь Элиот Вердон Ро совершил первый в истории Англии полет на самолете собственной конструкции. Его машина, триплан Yellow Peril, хоть и была обшита бумагой, но стала символом зарождающейся британской авиационной промышленности. Ро поднял ее в воздух, вписав свое имя в авиационную летопись страны.
25 июля: исторический полет. Блерио первым перелетел Ла-Манш

Луи Блерио первым в мире перелетел Ла-Манш! Его целью был приз от газеты «Daily Mail» в 1000 фунтов стерлингов. Утром в 4:35 французский пилот отправился в полет моноплане собственной конструкции Bleriot Type XI из района Кале. Несмотря на сложности – плотный туман, который чуть не привел к потере ориентации, и перегрев 25-сильного двигателя Anzani, который неожиданно охладил начавшийся дождь – в 5:12 он успешно приземлился в районе замка Дувр, на британском берегу. Путешествие длиной 37 минут стало сенсацией. Британцы были поражены: на следующий день «Daily Sketch» вышла с заголовком «Плакали наши денежки» и портретом Блерио. Правительство Франции, в свою очередь, наградило героя суммой, равной 3000 фунтам стерлингов. Эти средства стали основой для создания Блерио собственной авиастроительной компании.

16 октября: рождение авиагиганта. Во Франкфурте основана первая в мире коммерческая авиакомпания
Во Франкфурте-на-Майне, Германия, в 1909 году произошло событие, положившее начало эре коммерческих авиаперевозок. Была основана первая в мире коммерческая авиакомпания – «Die Deutsche Luftschiffahrt Aktiengesellschaft», или сокращенно DELAG. Это стало поистине революционным шагом в развитии авиации, открыв путь к массовому использованию воздушных судов.
1910: Россия осваивает небо, начало палубной авиации
10 марта: первый ночной полет в мире
Эмиль Обран, пилотируя французский аэроплан Bleriot Type XI, вошел в историю, совершив первый ночной полет в мире. Этот смелый поступок произошел в Аргентине: Виллалугано, пригород Буэнос-Айреса.
13 марта: Швейцарская авиация стартует со льда
Первый полет аэроплана состоялся в Швейцарии. На биплане Wright, капитан Инглехард, немец по национальности, осуществил его, взлетев в Сен-Морице с ледяной поверхности озера. Это стало первым шагом к развитию авиации в стране.
21 марта: Одесса принимает первый полет. Михаил Ефимов – пионер русской авиаци
Русский авиатор Михаил Ефимов на аэроплане Фарман IV впервые в России поднялся в воздух. Он совершил 5 полетов на Одесском ипподроме: 3 полета по кругу и 2 полета с пассажиром. Это событие повлекло за собой бурное развитие авиации в России.

28 марта: Анри Фабр — изобретатель и пионер гидроавиации
В окрестностях Марселя (Франция) состоялось событие, изменившее авиацию. Французский авиатор Анри Фабр, используя гидросамолет собственной конструкции с толкающим винтом, совершил первый в мире полет с водной поверхности. Этот триумф открыл новую страницу в истории воздухоплавания.

Апрель: Французская армия создает свою авиацию
Французская армия сделала значительный шаг в развитии своих воздушных сил, образовав «Service Aeronautique» и сделав её отдельным родом войск. Несколько военных летчиков уже прошли подготовку, а в распоряжение командования поступили первые самолеты: 1 моноплан «Bleriot», 2 биплана «Farman» и 2 «Wright». Это стало началом систематического использования авиации в военных целях.
2 июня: Чарльз Ролле — мечта покорить Ла-Манш дважды и роковая ошибка
Чарльз Стюарт Ролле готовится к выполнению первого пересечения Ла-Манша по воздуху и обратного возвращения на аэропдане Wright. Ролле погиб в Борнмуте 12 июля — первый британский авиатор, погибший в авиакатастрофе.

2 октября: первое столкновение в небе — трагедия над Миланом
Эта дата стала черным днем в истории авиации: в воздухе впервые произошло столкновение двух самолетов. Аэропланы «Farman», пилотируемый капитаном Бертраном Диксоном, и «Antoinette», который пилотировал летчик X. Дж. Томас, столкнулись над Миланом (Италия). Результатом катастрофы стала гибель Томаса. Диксон получил серьезные травмы, которые навсегда прервали его летную карьеру.
14 ноября: исторический взлет — как Юджин Илай открыл эру палубной авиации

Крейсер ВМС США «Бирмингем» в водах Хэмптон-Роудс (Вирджиния) вошел в историю как место 1-го в мире взлета самолета с палубы. Юджин (по-русски — Евгений, прим. автора) Илай, гражданский пилот, управляя самолетом Curtiss, успешно стартовал с импровизированного деревянного настила, устроенного на носу корабля. После короткого, но исторического полета, он благополучно приземлился. самолет был оснащен 50-сильным мотором.

Начало палубной авиации ВМС США
23 декабря 1910 года (или в тот же день, но в 1911-м, данные источников разнятся) значится поворотной точкой для авиации ВМС США. Теддиору Эллисону, лейтенанту, было приказано прибыть для обучения на Норт-Айленд (Сан-Диего) в авиационный центр Гленна Кертиса. Кертис лично проводил обучение, на гидроаэроплане собственной конструкции Curtiss Navy A-1 «Triad». Искусство пилотирования Эллисон освоил успешно. И в 1911 году он был зачислен в ряды Военно-морских сил США, став первым пилотом в их истории.

1911: палубной авиации быть, почта, грузы
18 января: развитие палубной авиации — теперь посадка и взлет
Пилот Юджин Илай после своего первого взлета с крейсера «Бирмингем», продолжил доказывать потенциал авиации в морских условиях. На самолете Curtiss с толкающим винтом в ходе завершающих испытаний, он успешно совершил посадку на «Пенсильванию», крейсер ВМС США, стоявший в бухте Сан-Франциско на якоре. Его последующий взлет с палубы крейсера и возвращение на базу Селфридж-Филд стали еще одним шагом к развитию палубной авиации.

5 февраля: Вивиан Уолш: первый пилот Новой Зеландии открывает небо
В Окленде, Новая Зеландия, пилот Вивиан Уолш вошел в историю, совершив первый в стране полет на аэроплане. Управляя бипланом Howard-Wright, он успешно поднялся в воздух, открыв для Новой Зеландии путь в мир авиации.
18 февраля: Индия принимает первую в мире официальную авиапочту
Благодаря Анри Пегу и его биплану Humber, Индия вошла в историю как первая страна, принявшая официальную авиапочту. Пилот преодолел 8 километров от Аллахабада до Найни, перелетев через реку Ямуна (Джумна). Этот полет стал важным шагом в развитии гражданской авиации и логистики.
Март: Aeronautica militar Espanola: первые четыре самолета для испанских ВВС
Испания сделала важный шаг в развитии своих вооруженных сил: были созданы Военно-воздушные силы (Aeronautica militar Espanola). В марте 1911-го на их вооружение поступили первые четыре самолета, произведенные во Франции. Это стало началом оснащения и развития нового рода войск в Испании.
23 марта: Луи Бреге и его «летающий автобус» — 11 пассажиров в небе Франции
В истории авиации зафиксировано необычное достижение французского пилота и конструктора Луи Бреге. На созданном им моноплане-парасоле он сумел поднять в воздух и перевезти на 5 километров целых 11 пассажиров. Этот полет стал ярким свидетельством развития авиации и ее потенциала для перевозки большого числа людей.
12 апреля: Лондон и Париж связаны по воздуху
Пьер Приер, француз, пилотируя моноплан Bleriot, совершил выдающееся достижение, впервые в истории выполнив беспосадочный перелет, связав Лондон и Париж по воздуху. Этот полет стал важным шагом в развитии авиации и продемонстрировал растущую надежность самолетов для дальних путешествий.
4 июля: «General Electric» прокладывает путь — первая воздушная доставка груза в Британии
«General Electric» (крупная американская фирма) зафиксировала историческое событие, заплатив сто долларов за первую авиаперевозку груза в Великобритании. Коробка с электрическими лампочками была доставлена по воздуху в Хоув из Шорхэма (Сассекс). Авиа доставка открыла новую эру в логистике страны.
9 сентября: авиапочта в Великобритании — первая и официальная
Великобритания вступила в эпоху авиапочты: первый официальный рейс выполнил на моноплане Bleriot Густав Хамель, доставив почту из Хендона (Мидлсекс) в Виндзор (Беркс). Этот полет ознаменовал собой важное событие для развития транспортной системы страны.

23 сентября: США не отстают — первая авиапочта
На моноплане Bleriot Ирл Л. Овингтон совершил перелет протяженностью 9,7 км, перевозя почту. Пилот пролетел от бульвара Нассау в Гарден-Сити (штат Нью-Йорк) на Лонг-Айленд до Минеолы. Это событие ознаменовало начало эры авиапочты в стране.
Продолжение следует…
Года 1912-1913: большой русский самолет с балконом и петля Нестерова
Год 1914: русский богатырь «Илья Муромец» и первый воздушный таран Петра Нестерова
Источник информации
Журнал «Мировая авиация». Выпуск 53






Первопроходцы
Романтизму и самоотверженности нет предела.
Получил удовольствие от прочтения статьи. Пишите ещё. Большое спасибо.
Действительно семимильными шагами шло развитие
познавательно
Очень интересная статья! Прочитала с большим удовольствием и на одном дыхании. Я всё больше влюбляюсь в авиацию! Спасибо вам!!!