Михаил Ефимов: первый русский покоритель неба

1910 Первый полет в Москве Ходынское поле - дер. Черемушки (16 км), М.Н.Ефимов на Блерио

Помните истории про те времена, когда небо казалось таким далеким и загадочным, а мысль о том, что человек сможет там летать, звучала как самая настоящая сказка? Вот как раз в такую эпоху, когда самолеты только-только начинали свой путь, и жил Михаил Никифорович Ефимов — первый русский покоритель неба.

Эта история – про то, как обычный парень, который начинал с велосипедных гонок и мотоциклов, вдруг оказался в кабине самолета, становясь настоящей звездой своего времени. Мы пройдем вместе с Михаилом его путь: от самых первых шагов в авиации, через головокружительные победы и непростые испытания, до его смелых идей и, увы, печального конца. Но даже несмотря на всё, его заслуги перед авиацией – огромны. Давайте узнаем, как же наш первый соотечественник смог покорить небо!

Содержание

От слесаря до чемпиона: начало пути первого русского летчика

Знакомьтесь, Михаил Никифорович Ефимов. Уроженец д. Дуброва Смоленской области. Дата рождения — 13.11.1881 г. Вскоре вся семья перебралась в Одессу. Отец Миши, Никифор Ефимов, нашел работу слесарем в крупной компании РОПИТ. А братья, Тимофей и Владимир, и сам Михаил отправились грызть гранит науки в техническом училище при железной дороге. Любопытно, что позднее три брата стали летчиками и получили известность в свое время!

Скорость и азарт: спорт в жизни Михаила Ефимова

Будучи студентом, Михаил просто обожал велоспорт – говорят, он не раз привозил домой медали и кубки. Он трудился электриком на телеграфе, но страсть к скорости не отпускала. В 1907 г. он приобрел себе мотоцикл французской фирмы «Пежо». На этом мотоцикле он стал первым в чемпионате России в 1908-м и 1909-м годах по мотоциклетным гонкам. Представляете, какой драйв!

Первый полет и французская школа

Но настоящая мечта была выше. Он выполнил первый полет на планере прямо в Одессе в 1909 г. А потом двинул во Францию для получения диплома пилота. Финансовую поддержку ему оказал барон И. Ксидиас. Правда, условия были непростыми: вложенные деньги в обучение три года пришлось бы «отрабатывать», причем на весьма кабальных условиях.

Обучение проходило в городе Мурмелон, и там его наставником стал собственно Анри Фарман – один из первопроходцев воздухоплавания. Михаил показал себя необычайно талантливым обучающимся. Уже 25 декабря этого года он самостоятельно поднялся в небо на самолете и продержался в воздухе целых 45 минут! Для новичка того времени это было просто фантастикой – обычно первые полеты длились лишь несколько минут.

Михаил Ефимов на самолете Farman F.IV во время обучения во Франции. Мурмелон, 1910 г.
Михаил Ефимов на самолете Farman F.IV во время обучения во Франции. Мурмелон, 1910 г.

Получив диплом (номер 31), наш герой сразу установил новый рекорд. Предыдущий был рекорд самого Орвилла Райта. Это рекорд продолжительности полета с пассажиром! Но Михаил Ефимов установил новый. Вернувшись в Одессу, наш герой смог разорвать кабальный контракт с Ксидиасом. Как? Благодаря деньгам, которые ему одолжил Анри Фарман. Вот такая история о целеустремленности в покорении неба.

Диплом пилота-авиатора, выданный Михаилу Ефимову аэроклубом Франции после окончания обучения
Диплом пилота-авиатора, выданный Михаилу Ефимову аэроклубом Франции после окончания обучения

Продолжение пути: рекорды и признание Михаила Ефимова

Полеты для одесской публики

Анонс полёта Ефимова в Одессе 8 марта (по новому стилю – 21 марта) 1910 года
Анонс полёта Ефимова в Одессе 8 марта (по новому стилю – 21 марта) 1910 года

Дата, навсегда вписанная в историю — 21 марта 1910 года. Тогда Михаил Ефимов исполнил свои полеты для одесской публики впервые, прямо на ипподроме. И публика выражала восторг! 5 раз он поднимался в воздух: 3 раза делал полет по кругу на 50-ти метровой высоте, 2 раза взял на борт пассажиров – того самого барона Ксидиаса и Анатру Артура, главу «Аэроклуба» Одессы. Для полетов использовался «Фарман-IV», произведенный во Франции. Эти зрелища в виде публичных полетов во всей Российской Империи были первыми. Именно они положили начало развитию отечественной авиации. После приземления Ефимову вручили лавровый венок, который подписали: «Первому русскому авиатору». Можете себе представить его волнение и гордость!

Михаил Ефимов на самолете «Фарман-IV»
Михаил Ефимов на самолете «Фарман-IV»
Михаил Ефимов перед полетом с пассажиром. Одесса. 1910 г.
Михаил Ефимов перед полетом с пассажиром. Одесса. 1910 г.

Победы и собственный самолет

Апрель 1910 г. принес Ефимову очередную громкую победу. Он победил в престижных соревнованиях летчиков в Ницце! Самое интересное, что именно на полученные за победу деньги ему удалось полностью рассчитаться с Фарманом, предложившим ему работу и приобретение собственного самолета.

Международное признание и новый вызов

Следующие годы были насыщены триумфами: блестящие победы в разных уголках Европы на авиационных состязаниях. Ему рукоплескали в Будапеште, Реймсе, Вероне и Руане. Он часто занимал призовые места, доказывая свое мастерство на международной арене.

Особой вехой стал в Санкт-Петербурге Всероссийский праздник воздухоплавания. Он проводился осенью 1910 г. Там Михаил Ефимов собрал вновь впечатляющую коллекцию призов. Важной встречей стала и та, где он познакомился с «отцом русской авиации» профессором Н. Е. Жуковским. Именно после этого праздника Ефимову предложили возглавить подготовку военных пилотов в Севастополе. предложение поступило от военного ведомства, и Михаил его принял.

М.Н.Ефимов на самолете «Bleriot.XI». Первая авианеделя, Санкт-Петербург, сентябрь 1910 г.
М.Н.Ефимов на самолете «Bleriot.XI». Первая авианеделя, Санкт-Петербург, сентябрь 1910 г.

Работая инструктором в авиашколе Севастополя, Ефимов не только учил других, но и сам продолжал экспериментировать. Именно он впервые в российской практике начал выполнять такие сложные маневры, как крутые виражи, планирующие полет с остановленным двигателем и пикирования. Настоящий новатор!

От испытателя до героя войны

Военная авиация: точность и меткость

В мае 1911 года, с 14 по 22 число, Санкт-Петербург стал центром Второй международной авиационной недели. Событие носило ярко выраженный «военный» характер, демонстрируя, как быстро авиация становится инструментом в руках армии. Испытывали пилотов не только на точность попадания, но и на мастерство посадки. Представьте: с высоты более 100 м требовалось попасть в контур корабля, размеченный на поле, «бомбой» в виде сделанного из бумаги пакета, наполненного мелом. И такой же корабельный контур – цель для посадки. И кто же оказался лучшим в таком непростом состязании? Конечно, Михаил Ефимов! Он не только показал непревзойденную меткость, но и совершил самую точную посадку.  Он приземлился всего в 5-ти м от центра «палубы». Впечатляюще, не правда ли?

Группа русских авиаторов - в центре М.Н.Ефимов, 1-й слева Л.М.Мациевич
Группа русских авиаторов — в центре М.Н.Ефимов, 1-й слева Л.М.Мациевич

Изобретения и фронтовые будни

В 1912 году проявился изобретательский талант Михаила Ефимова. Он создал приспособление, которое позволяло пилоту самостоятельно запускать двигатель самолета. Это было немаловажное новшество для того времени.

Грянула Первая мировая… Авиатор Ефимов не остался в стороне. Он подал рапорт об отправке на фронт. Его направили в действующую армию, в 32-й авиационный отряд, где он служил как «летчик-охотник» с апреля 1915 г. Его полеты в тылу вражеских войск были дерзкими и смелыми. Он проводил разведку, бомбардировку, выполнял другие сложные приказы командования.

Позже, переведясь в авиаотряд корпуса, Ефимов продолжал нести службу. Он и заведовал технической частью и выполнял самые ответственные миссии. После нескольких ходатайств от руководства Качинской авиашколы, его осенью командировали в Качу. К тому моменту летчик получил высшую степень отличия, став полным Георгиевским кавалером! В ноябре 1915 г. летчик получил чин прапорщика.

Интересный факт: в главе «Дайте построить аэроплан!» книги «Соперники орлов», говорится, что Ефимов в феврале 1916-го был направлен в авиаотряд № 25 при школе военных летчиков-наблюдателей в Киеве. Причина направления — «Разработка проекта аэроплана собственной конструкции». Дальнейшая судьба Михаила Никифоровича, к сожалению, после этих событий остается менее освещенной, но его вклад в развитие российской авиации и его героизм на фронте неоспоримы.

Авиация собственной конструкции: амбиции и препятствия

Как рассказывает Е. В. Королева, в Киеве Ефимов с головой ушел в работу над своим аэропланом. Он напряженно трудился, а детали своего будущего самолета изготавливал и испытывал прямо в мастерских школы летчиков-наблюдателей и Политехнического института, испытывал там же. Но, дело до конца ему довести, увы, не удалось. Виной тому стало поведение (а точнее, их интриги) военных чиновников Авиаканца, возглавляемых самим Великим князем А. М. Романовым, который был тогда «шефом» авиации.

Прапорщика Ефимова вскоре после этого обратно отправили в действующую армию. Однако, он не сдался. Для завершения начатого и испытания узлов своего аэроплана, он без разрешения прибыл в Севастополь. Но вместо возможности провести испытания его… поместили под арест на гауптвахту! Да еще и угрожали трибуналом с учетом военного времени. Это событие оказало большое влияние на летчика. Ефимов поведал Шатерникову и сослуживцам из 25-го авиаотряда, что его освободили под Пасху, упомянув, что это было похоже на выпуск «разбойника». Этот эпизод, как отмечается, заставил Ефимова, несмотря на его мужественный вид, плакать от обиды и ощущения несправедливости.

Тайна чертежей и проданное будущее

Находясь на фронте, Ефимов подал шефу авиации в начале осени 1916-го, очередной рапорт, в котором представил свой проект 2-х моторного бронированного истребителя. Он сообщил о наличии заинтересованности со стороны английской фирмы, готовой приобрести чертежи для строительства самолета в Англии. Великий князь, получив сведения о столь перспективном предложении, незамедлительно дал распоряжение представить ему проект для ознакомления.

В военно-историческом архиве Е. В. Королева позже, изучая документы, обнаружила только пояснительный текст, но самих чертежей не нашла. Это навело ее на мысль, что они, возможно, были всё-таки проданы Англии, которая тогда была союзником России. Так, скорее всего, и осталась нереализованной мечта 1-го русского пилота о создании собственного самолета.

От Румынского фронта до трагического финала: последние взлеты Михаила Ефимова

Битвы в Румынском небе и новая роль

Судьба в 1916-м году забросила Михаила Ефимова на, так называемый, Румынский фронт. Находясь в составе 6-го, а впоследствии 4-го авиаотрядов истребителей, Ефимов пилотировал легендарный «Ньюпор-11». Этот маневренный самолет стал его верным спутником в десятках боевых вылетов, в ходе которых летчик смог проявить выдающееся мастерство и одержать ряд побед, подтверждая свою эффективность в воздушных боях.

"Ньюпор" XI с пулеметом "Льюис". 1 БАГ, август 1916 - январь 1917гг.
«Ньюпор» 11 с пулеметом «Льюис». 1 БАГ, август 1916 — январь 1917гг.

Революция и большевистские идеи

Приход 1917-го ознаменовался для Ефимова переводом в Севастополь. Его назначили в бригаду морских летчиков гидроавиации и поставили на должность флагманского летчика. В этот период своей службы он услышал о первой революции в Российской империи, Февральской. Активное участие Михаила в политической жизни, выразившееся в его избрании в комитет гидроавиации, подтверждало его взгляды. Евгений Иванович Погосский, бывший сослуживец, свидетельствовал, что Ефимов и раньше поддерживал большевиков, был приверженцем этой партии. Популярный и уважаемый как у летчиков, так и у матросов, Ефимов проявил талант выдающегося агитатора, проводя активную деятельность в этом направлении. Одновременно он участвовал в боевых операциях против белогвардейцев, в которых использовались самолеты. Это показывает, насколько он был предан своим убеждениям и насколько пользовался авторитетом.

События 1918-1919-х годов в Крыму

Крым весной оказался под оккупацией германской армии, причем красные практически не оказали сопротивления. Ефимов, как убежденного большевика, арестовали. Через год, когда «красные» снова вернулись в Крым, его освободили. Однако господство Советской власти в этом регионе оказалось недолгим. Наступление Вооруженных сил Юга России (ВСЮР) вынудило части Красной армии к спешной эвакуации. Михаил отступал вместе с ними, выполняя роль водителя автоколонны. После того как техника увязла недалеко от Херсона, пришлось бросить машины и уничтожить их. Ефимов, продолжив путь пешком, добрался до родной Одессы.

Трагический конец первого русского авиатора

Белая армия высадила в Одессе стала свой десант. Это случилось в последний месяц лета 1919-го. Михаил попытался скрыться, но спастись ему не удалось, он был схвачен и арестован, позже его казнили.

Так оборвалась жизнь первого русского летчика – человека, покорившего небо, проявившего себя как изобретатель, герой войны и убежденный борец за свои идеалы.

Награды Михаила Ефимова:

  • Солдатские Георгиевские кресты всех степеней.
  • Орден Святой Анны 3-й степени с мечами.

Наследие первого русского авиатора: как помнят Михаила Ефимова

Одесса не забывает: улицы, доски и даже космос!

Когда человек совершает что-то по-настоящему выдающееся, его помнят. Помнят и Михаила Ефимова! В городе, где он провел важную часть своей жизни, Одессе, в районе Ближние мельницы теперь есть улица его имени. На домах, связанных с его жизнью – на улице Княжеской, на здании теперешнего техникума (бывшего училища, где он учился), да и на ипподроме, где он впервые поднялся в небо, прямо на трибуне – висят мемориальные доски.

Но самое крутое – имя его теперь есть не только на Земле, а даже в космосе! В 1988 году астрономы 31 мая назвали в его честь одну из малых планет – № 2754 «Ефимов». Представляете, наш русский летчик теперь светит среди звезд! Официально сказали, что назвали так «в честь русского авиатора Михаила Никифоровича Ефимова (1881-1919), освоившим фигуры пилотажа — спирали и виражи одним из первых».

А совсем недавно, 24.04.2005 г., на территории завода «Одесавиаремсервис» в Одессе открылся памятник М. Н. Ефимову.

В Гатчине установлен еще один памятник. Так что, если будете там, обязательно посмотрите!

Самолёт Sukhoi Superjet 100 (RA-89052) компании Аэрофлот, названный в честь Михаила Ефимова
Самолёт Sukhoi Superjet 100 (RA-89052) компании Аэрофлот, названный в честь Михаила Ефимова

Те, кто прокладывал путь: первые русские пилоты

Важно понимать: Ефимов был первым русским пилотом, официально получившим диплом. Получил он этот диплом во Франции, это был настоящий прорыв! За ним в небо поднялись и другие герои. Например, Николай Евграфович Попов, которого так и прозвали – «пилот номер два», потому что его диплом был 50-м. А еще был Владимир Лебедев, получивший свой диплом пилота-авиатора под номером 98 летом 1910 года. Все эти храбрецы, включая Ефимова, попали в особую книгу – «100 первых авиаторов мира на заре авиации». Она хранится в Национальном музее авиации во Франции. Это их имена – в самом начале истории полетов!

Русские летчики М. Ефимов (на месте пилота) и Н. Попов.
Русские летчики М. Ефимов (на месте пилота) и Н. Попов.

Братья, связанные небом: история Ефимовых

У Михаила были братья, и их судьбы тоже тесно переплелись с авиацией. Старший, Владимир, к сожалению, прожил недолго. В 1910 г., когда он только учился летать на пару с Михаилом, сильно простудился и умер от воспаления легких. Остались жена и трое детей… Похоронили его в Реймсе.

Младший брат, Тимофей, тоже прошел свой путь. Армейская служба, потом перевод в Севастополь, в авиашколу, которую основал сам Михаил. Там Тимофей научился летать. Он даже повоевал в 1-ой Балканской войне как доброволец. Правда, потом ему пришлось вернуться в Россию после конфликта с болгарскими командирами. На родине он выступал с показательными полетами на самолете. Но, как и многие в то время, он стал жертвой трагических обстоятельств – умер в Одессе в октябре 1919 года, во время страшной эпидемии тифа.

Вот такая история. История не просто о первом летчике, но и о человеке, который оставил яркий след, и о его семье, чьи жизни тоже были связаны с небом.

Список источников:
Cайт авиару.рф. Ефимов Михаил Никифорович

Герой Советского союза Лидия Литвяк

Читайте: Лидия Литвяк: «Белая Лилия Сталинграда»

Кожедуб и его Ла-5

Читайте: Иван Кожедуб: легенда воздушных боев

Сергей Грицевец_Первый дважды Герой Советского союза

Читайте: Сергей Грицевец: дважды Герой, чье имя носил ХВВАУЛ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 8
  1. Дмитрий

    Очень познавательно.

  2. Наталья

    Очень интересная статья! Всё больше поражаюсь и удивляюсь нашим русским лётчикам! Они осваивали новые самолёты, учились летать сами и учили других, а ещё соревнования! Как круто! Есть кем и чем гордиться! Спасибо за статью!

  3. Геннадий

    Летопись

  4. Алексей Лежнин

    не знал раньше про него

  5. Юрий Зозуля

    Настоящая творческая личность ( креативная, по современному).
    Человек, который увидел новые веяния своего времени.
    Сейчас так развивают ИИ
    Не знал, что в то время были соревнования на самолётах.
    Деньги-двигатель прогресса, Как и лень.
    Было интересно.

  6. Валентин

    история

  7. Альберт

    Фартовый одессит . Из деревни , да во Францию . Интересно, как они самолёты перегоняли из Франции в Россию?

    1. Игорь Рогачев (Автор)

      Спасибо, Альберт за интересный вопрос. Ответ такой:
      Как самолёты «Фарман IV» доставлялись в Россию?

      Самолёты «Фарман IV» (Farman IV) доставлялись в Россию преимущественно двумя способами:

      Закупка готовых самолётов: Россия закупала готовые самолёты у французской компании «Фарман». Транспортировка осуществлялась морем, обычно в разобранном виде (крылья, фюзеляж и т.д.) в деревянных ящиках. Сборку производили квалифицированные механики и инженеры, часто имевшие опыт работы с авиационными конструкциями. Они могли быть как российскими специалистами, обученными на месте, так и приглашёнными иностранными мастерами (особенно при первоначальной сборке).

      Сборка по лицензии или из комплектующих: Российские заводы (например, Морской завод в Николаеве, заводы в Петрограде) получали лицензии на производство или закупали комплектующие. Детали также могли доставляться из Франции морем, а сборка производилась уже в России.

      Детали доставки:
      Самолёты разбирались для безопасной и компактной транспортировки.
      Основными портами прибытия были порты Балтийского (Ревель, Либава, Петроград) или Чёрного моря (Одесса, Севастополь, Николаев).
      Морская доставка начала XX века занимала значительное время.
      Подтверждение информации:

      Информация о доставке «Фарман IV» в Россию проверена и общепринята в истории авиации. Она подтверждается:

      Историческими документами и свидетельствами: Фотографии, отчёты, воспоминания того времени.
      Научными публикациями: Исследования по истории российской авиации часто упоминают эти самолёты и их происхождение.
      Историческим контекстом: «Фарман IV» был популярной моделью, а морские перевозки были основным способом доставки крупногабаритных грузов.
      Таким образом, «Фарман IV» прибывали в Россию как готовые, так и разобранные для сборки, преимущественно морем.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: