Сергей Иванович Грицевец: дважды Герой, чье имя носил ХВВАУЛ (Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков имени дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца), — это не просто сухие строки в учебниках истории или бронзовый памятник. Это история человека, который, возможно, чувствовал, как дрожат руки перед первым боевым вылетом, как ёкает сердце от мысли о родных, оставшихся далеко, и как горит душа от несправедливости. Он был сыном своей земли, который поднялся в небо, чтобы защитить то, что любил больше всего.
Он был тем, кто мог, как говорят, «прикрыть спину» товарищу, не задумываясь ни на секунду, потому что видел в каждом другом лётчике – себя, своего брата по оружию. Его внезапная смерть в мирные годы – не просто потеря Героя, это словно оборвавшаяся мелодия, которая могла бы звучать ещё долго, принося радость полета и мирное небо.
И когда мы говорим о ХВВАУЛ, носившем его имя, мы говорим о том, что его дух, его стремление к совершенству, его человеческая отвага продолжают жить в сердцах выпускников этого прославленного училища военных пилотов.
Содержание
Путь в небо летчика-героя Сергея Грицевца
19 июля 1909 г. в самой обычной крестьянской семье Грицевец родился сын, которому суждено было покорить небеса. Было это в деревне Боровцы (р-н Барановичи, обл. Брестская). Его назвали Сергеем. В 1914-м началась Первая мировая и семья вынуждена была переехать подальше из родных мест, в Южное Зауралье.
Первые шаги: учеба и заводской гул
Шли годы. В 1927-м Сергей успешно закончил Шумихинскую семилетнюю школу. После школы — короткий рабочий отрезок на той же станции Шумиха. Потом в 1927-1930 годах жизнь проходила в г. Златоуст. Он учился на заводе на слесаря и активно участвовал в жизни комсомола, даже став секретарем цеховой ячейки.
Дорога в пилоты
1931 год стал поворотным. Сергей работал в комитете комсомола завода. И именно там получил комсомольскую путевку в школу военных пилотов № 3 в г. Оренбурге, став курсантом 1 апреля этого же года и в этом же году вступил в ряды партии.


Служба Сергея Грицевца от Киева до Дальнего Востока
В 1932 году, окончив школу, Сергей начал службу в Киевском истребительном авиаотряде. В следующем году в декабре получил назначение в 1-ю Краснознамённую иаэ в Гатчине. Подразделение бвло передислоцировано на Дальний Восток. Его талант там был замечен: он стал командиром звена, перед этим послужив начальником воздушно-стрелковой службы эскадрильи.

Сергей Грицевец — мастер воздушного боя
Для совершенствования своих навыков в 1936 году Сергей был направлен в Одессу в школу воздушного боя. Завершив обучение, наш герой не просто вернулся в строй — его оставили там же, но уже в роли летчика-инструктора, передавать свой опыт будущим асам, что само по себе говорило о высоком мастерстве воздушного бойца.
Испытание огнем: Испания и Халхин-Гол
Доброволец в небе Испании: «Сергио» против фашистов
Сергей Грицевец не остался в стороне, когда его страна нуждалась в опытных бойцах. Он отправился добровольцем в охваченную Гражданской войной Испанию, воевал под псевдонимами «Командор Серж» и «Сергио». Под его командованием была группа пилотов. Его «боевой лошадкой» в небе был истребитель И-16. С 10 июня по 26 октября 1938 года (когда советские пилоты были отозваны) Сергей выполнял боевые задания.
Книга Сергея Абросова «В небе Испании» (2005 г.) повествует о событиях тех лет. Основываясь на документах всех сторон конфликта, был восстановлен ход воздушных сражений. Вот что стало известно о действиях C. И.Грицевца: он поднимался в воздух 88 раз, провел 42 напряженных боя и лично сбил 7 врагов. И ещё 85 побед записали на свой счет летчики его группы.

Звезда Героя Сергея Грицевца
Героизм Сергея не остался незамеченным. 22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Советского Союза старшему лейтенанту С.И. Грицевцу за вклад в оборону страны, невероятное мужество и героизм.

Инструктор республиканских летчиков
С 1938 года, уже в новом статусе, будучи старшим лейтенантом, Сергей служил летчиком-инструктором в 20-й военной школе летчиков. Это была школа особого назначения, т. к., готовила к воздушным боям испанских летчиков-республиканцев, и располагалась в Кировабаде
Небо Монголии

Снова новое назначение. В 1939-м. 29 мая 48 опытных пилотов, среди которых был и Грицевец, под командованием Якова Смушкевича, Героя Советского Союза, в составе группы отправилась в Монголию, в район реки Халхин-Гол. Группа получила боевую задачу: нужно было перехватить инициативу в небе или завоевать господство в воздухе. На тот момент преимущество имели японцы, но это скоро закончилось
В начале боев Сергей летал на И-16, но уже в конце июня в строй поступили новые, более совершенные истребители И-153 «Чайка». И он принял командование эскадрильей этих машин. Ведомая им эскадрилья, практически всегда одерживала победу в боевых вылетах. В небе Халхин-Гола Грицевец совершил 138 боевых вылетов, сбив 12 самолетов.

Спасение командира
26 июня 1939 г. ознаменовалось событием, ранее не бывалым и вошедшим в историю авиации нашей страны. В воздушном бою у озера Буир-Нур, который был очень интенсивным и длился около двух часов, советские летчики одержали победу, сбив 15 японцев. Но именно в этот день Сергей Грицевец совершил поступок, поразивший всех.
Самолет майора В.М. Забалуева, командира 70-го иап, подбили и летчик вынужденно сел на контролируемом противником участке. Проанализировав ситуацию, Сергей мгновенно принял решение.
Приземлившись у самолета командира, помог ему забраться в кабину и, под огнем японцев, улетел у тех из-под самого «носа». Это был акт исключительной самоотверженности и мужества.


Вторая Звезда Сергея Грицевца и новые награждения
За героическое спасение боевого товарища и свои победы 29 августа 1939 г. Сергей Грицевец был удостоен второй медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза. Он стал 1-м дважды Героем Советского Союза вместе с Г. П. Кравченко. Указ был подписан в один день. Были и ещё награды за Халхин-Гол — орден Красного Знамени (1939 г.) и монгольский орден Боевого Красного Знамени 1-й степени (18 августа 1939 г.).



Новое назначение Сергея Грицевца
В 1939-м в начале сентября группа опытных летчиков отправилась в столицу. Возглавлял её командир корпуса Я.В. Смушкевич. В составе этой группы находился и майор Грицевец. Он получил новое назначение — советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Впереди был поход Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину.
Трагедия на посадке
16.09.1939 г. в Минске Сергей с другими пилотами участвовали в заседании окружного Военсовета. Летчики прибыли «своим ходом», как тогда было принято, т. е. на своих боевых машинах. Обратно на аэродром под Оршей возвращались уже в сумерках. Грицевец успешно приземлился первым. Не заметив выложенный с противоположной стороны сигнал посадки (букву «Т»), шедший следом майор П.И. Хара, сел с другой стороны аэродрома. Не успев затормозить, его истребитель врезался в самолет Сергея. Хара был серьезно травмирован, обе машины разбиты, а Сергей Грицевец погиб. Так, нелепая, трагическая случайность оборвала жизнь выдающегося летчика нашей страны.

Сергей Иванович Грицевец: награды, память




Список источников:
Cайт авиару.рф. Грицевец Сергей Иванович
Читайте: Иван Кожедуб: легенда воздушных боев








Оказывается он начинал службу в Спасске-Дальнем! Столько лет там летал и не знал! Ещё один повод гордиться сопричастностью!!!
Отличная познавательная статья.
Воспоминанья юности далекой
Прочитала статью и испытала чувство глубокого уважения к лётчику- герою С. И. Грицевец. Какие люди были! Гордость и восхищение подвигами вызывают! Спасибо за интересную статью!
Человек-легенда. Родное училище носит его имя, да и он мой земляк.
горжусь, что причастен к плеяде летчиков училища им. С И Грицевца
Вот и вспомнили замечательного лётчика и нашу любимую школу.
спасибо за воспоминания и интересную статью!
горжусь что учился в нашем ХВВАУЛ
Приятно вспоминать нашу учёбу в славном ХВВАУЛе.
А времена и сейчас не менее стремительные сложеные и важные.
Я бы даже сказал решающие времена.
Великие люди и стремительные времена были при социализме.
Какие были люди , какие времена
Родной ХВВАУЛ до боли в сердце,
Воспоминания былого!
А что теперь? макроны, мерцы,
зеленский — люди не от Бога!