До 1903 года. Часть 1: от махолётов да Винчи до планеров Лилиенталя

1891—96 годы. Планер Отто Лилиенталя
Этой статьей мы начинаем серию публикаций об истории авиации. Итак, знаменательные события до 1903 года. Часть 1: от махолётов да Винчи до планеров Лилиенталя. Вы узнаете о ключевых этапах и пионерах, заложивших основу авиации до эпохи самолётов. Воздушные шары, дирижабли, первые полёты и военное применение — всё это в первой части увлекательного путешествия в историю покорения неба.

Содержание

Около 1250 года. Описание первого полета

Вероятно, первым человеком, написавшим о полете с научной точки зрения, был монах-фран­цисканец Роджер Бэкон, упомя­нувший в своей книге «Тайны ис­кусства и природы» летательный аппарат с машущим крылом, или махолет. «Двигателем для полета должен быть человек, сидящий посредине него (аппарата) и приводящий механизм, застав­ляющий махать искусственные крылья, бьющие по воздуху наподобие птичьих».

Около 1500 года. Махолет Леонардо да Винчи

 

1500 год. Махолет, спроектированный Леонардо да Винчи

Махолет, спроектированный Леонардо да Винчи, имел крестообразное хвостовое оперение, со­единенное тросами с головой авиатора, который с их по­мощью управлял рулями высоты и направления.

Около 1600 года. Ранний ан­глийский воздушный змей Джона Уилкинс

1600 год. Ранний английский воздушный змей

Ранний ан­глийский воздушный змей. В 1638 году Джон Уилкинс, епископ Честер­ский, опубликовал свои идеи о полете.

1640 год. Попытка Сира­но де Бержерака

1640 год Сирано де Бержерак в шаре

Сира­но де Бержерак, увеко­веченный драматургом Ростаном, попытал­ся подняться в обла­ка в шаре, заполненном росой.

1670 год. Проект «воздушного барка» монаха Франческо де Лана

1670 год монах Франческо де Лана предложил воздушный барк,

Монах Франческо де Лана предло­жил «воздушный барк», который поднимали четыре же­стяных полых шара с выкачанным из них воздухом.

1709 год. Бартоломео де Гусман продемонстрировал летающую модель шара

8 августа в Лиссабоне, в при­сутствии короля Португалии Жуана V, священник Бартоломео де Гусман продемонстрировал летающую модель шара, который был заполнен горячим воздухом.

1758 год. Попытка пересечь Ирландский канал по воздуху

1758 год в январе Ричард Кросби попытался пересечь Ирландский канал на воздушном шаре

Ричард Кросби в январе заполнил гелием свой воздушный шар и попытал­ся пересечь Ирландский канал. Эта попытка оказалась неудачной, как и несколько последующих.

Братья Монгольфье

Братья Этьен (1745—99) и Жозеф (1740— 1810) Монгольфье в Париже занялись экспериментами, заложив основы пилотируемого воздухоплава­ния на воздушных шарах. Первой моделью аэростата, продемонстрированной Ж. Монгольфье, стал в ноябре 1782 года мешок из шелка, заполненный горячим воздухом, который поднялся к потолку меблированных комнат в Авиньоне.

Первый шар, способный поднять человека, был запущен в Анноне 25 апреля 1783 го­да. Он поднялся на 305 м. Приземление произошло в 915 м от места старта. Шар грузоподъемностью 205 кг был из оклеенного бумагой шелка.

Братья Монгольфье 4 августа публично продемонстрирова­ли в Анноне воздушный шар, который был заполнен горячим воздухом, диаметром 11 м.

19 сентября, в присутствии Людовика XVI и Марии-Антуа­нетты, воздушный шар, сделанный братьями Монгольфье, поднял в воздух утку, петуха и барана (первых живых существ). Шар набрал высоту 520 м, после посадки выяснилось, что звери остались целыми и невре­димыми.

1783 год. Воздушный шар братьев Монгольфье

На рисунке изображен первый полет с живыми существами, состоявшийся в Версале  1783 год, сентябрь.

1783 год

Первый заполненный водородом воздушный шар

Профессор Жак Александр Цезарь Шарль запустил в Париже на Мар­совом поле первый заполненный водородом воздушный шар, который призем­лился в 25 км от места старта и был уничтожен испуганными крестьянами.

Первый полет человека на воздушном шаре

15 октября Франсуа Пилатр де Розье первым из людей совершил полет на воздуш­ном шаре — он поднялся на высоту 26 м в корзине привя­занного аэростата. 21 ноября де Розье и маркиз д’Арланд стали первыми людьми, совершивши­ми свободный полет, продолжав­шийся 25 минут.

1-й в истории полет на заполненном водородом воздушном шаре

1 декабря Жак Шарль и один из механиков, которыми были братья Роббер (они помогали Шарлю готовить этот полёт),  совершили 1-й в истории полет на заполненном водородом воздушном шаре . Они преодолели дистанцию 43 км до Нееле от садов Тюиль­ри в Париже.

1784 год. Пропеллер на аэростате

16 октября был испытан пропеллер с руч­ным приводом, разработанный Жан-Пьером Бланшаром, на воздушном шаре. Тогда был впервые применен воз­душный винт на пилотируемом летательном аппарате.

Перелет через Ла-Манш и первая катастрофа

1785 год: Жан-Пьер Бланшар и доктор Джон Джеффри, стар­товав из Дувра, за два с половиной часа полета пересекли Ла-Манш (слева). 15 июля де Розье и Ромэн погибли при попытке совершить аналогичный перелет (справа) — это была первая катастрофа воздушного шара.

1785 год. Перелет через Ла-Манш

1794 год. Первое применение воздушного шара в военных целях

26 июня капитан Шарль Кутелье из французской республиканской армии совершил в городе Мобеж (Бельгия) подъ­ем на привязном аэростате L’Entreprenant, чтобы наблюдать за передвижениями сил австрийцев в ходе битвы при Флерюсе.

1794 год 26 июня капитан Шарль Кутелье подъем на привязном аэростате

Это был первый случай использования воздушного шара в военных целях. Инте­ресно, что посланный в Мобеж Комитетом общественного спасения Кутелье по при­бытии чуть не был казнен как шпион офи­цером французской армии, занимавшимся борьбой с дезертирством. Обе воздухоплавательные роты (Compangnies d’Aerostiers), при­писанные к французской армии для ведения разведки, расформировали в 1795 г..

1804 год. Первая модель планера с неподвижным крылом

1804 год сэр Джордж Кэйли. Модель планера с неподвижным крылом и подвижным хвостовым

Сэр Джордж Кейли, занимавшийся разработкой летательных аппаратов тяжелее воздуха, сконструировал модель планера, имевшего неподвижное крыло и подвижный хвостовое оперение.

1809 год. Гибрид шара и махолета
1809 год гибрид водородного воздушного шара с махолетом

Швейцарец Жакоб Деген создал и испытал гибрид, представляющий собой водородный воздушный шар, оснащенный махолетом.

1827 год. Воздушный змей для подъема человека

1827 год испытание воздушного змея

Чтобы про­демонстрировать возможно­сти своего воздушного змея, способного поднять в воздух человека, Джордж Покок ис­пытывал его на буксире за повозкой, на дороге между Бристолем и Мальборо.

1837 год. Первый прыжок с парашютом1837 год газетная заметка о прыжке с парашютом с воздушного шара

Газетная за­метка о том, что Роберт Кукинг погиб при попытке совершить прыжок с парашю­том собственной разработ­ки с воздушного шара, нахо­дившегося на высоте 2000 м. По форме парашют напоминал на перевернутый конус.

1842 год. Попытка основания коммерческой авиакомпании1842 год аэроплан Хенсона Ariel

Был разработан аэроплан Хенсона «Ariel», предназначенный для использования в «Aerial Transit Company», что стало первой попыткой основания коммерческой авиакомпании.

1847 год. Испытания первой модели летательного аппарата с паровым двигателем1847 год первая модель летательного аппарата с паровым двигателем

В Сомерсете была предпринята неудачная попытка запуска модели аэроплана, оснащенного паровым двигателем. Этот моноплан, с размахом крыла 6,1 метра, был спроектирован В.С. Хенсоном и Д. Стрингфеллоу.

1849 год. Первая бомбардировка с воздушного шара

Первый случай бомбардировки имел место 22 августа, когда австрийские аэростаты атаковали Венецию. Для нанесения удара использо­вались 14-кг бомбы.

1849 год. Первый полет человека на планере

10-летний мальчик стал первым человеком, взлетевшим на аппарате тяжелее воздуха — планере сэра Джорджа Кэйли, который за канат буксировали вручную с холма навстречу легкому бризу. Первым взрос­лым, совершившим полет на этом планере, стал в 1853 (?) году кучер сэра Кэйли. Полеты производились в Бромптон Холл, неподалеку от Скарборо.

1852 год. Первый дирижабль с паровым двигателем

Первый дирижабль с паровым двигателем, созданный францу­зом Анри Жиффаром, поднялся в воздух 24 сентября. В этом полете аппарат преодолел рас­стояние 27 км.

1857—58 годы. Летающие модели с пружинным и паровым мото­ром

Во Франции Феликс дю Темпль испытывает летающие модели с пружинным и паровым мото­ром Они были первыми аппаратами тяжелее воздуха с двига­телями, которые успешно летали.

1861 год

Воздушный шар-разведчик

1861 год запуск разведывательного воздушного шара на реке Потомак

С борта «аэростатоносца» George Washington Parke Custis на реке Потомак был осуществлен запуск разведывательного воздушного шара.

Аэростат связи

С привязного аэростата Enterprise 18 июня было впервые передано телеграфное сообще­ние. Помимо телеграфиста, на борту аэростата находился пи­лот — профессор Тэддиус Лове.

Воздухопла­вательный корпус

1 октября сформирован Амери­канский армейский воздухопла­вательный корпус, командиром которого стал Тэддиус Лове. В за­дачи корпуса, включавшего пять аэростатов и 50 человек личного состава, входили раз­ведка и корректировка артогня.

Военный «аэростатоносец»

В ноябре угольную баржу G.W. Parke Custis переобору­довали в «аэростатоносец», способный перевозить и буксировать воздушные шары. Корабль действовал в составе армии генерала Макклеллана на Потомаке в ходе американской гражданской войны.

1864 год. Общество аэронавтики

1864 год карикатурный рисунок воздушного шара Minerva

Кари­катурный рисунок воз­душного шара Minerva профессора Робертсона по­явился в связи с организаци­ей Общества аэронавтики (Aeronautical Society).

1864—1870 годы. Первое военное применение аэростатов в Южной Америке

В ходе Парагвайской войны бра­зильский командующий, маркиз де Кахшиас, использовал воз­душные шары — первое военное применение аэростатов в Южной Америке.

1870—71 годы. Воздуш­ные шары для окруженного Парижа

Во время франко-прусской войны, когда Париж был окружен немецкими войсками, их широко использо­вали парижане для связи с внешним миром. С 23 сентября 1870 года по январь 1871 года было совершенно 66 полетов аэростатов, которые перевезли 110 пассажиров и 2,5—3 миллио­на писем.

1872 год. Первый дирижабль с двигателем внутреннего сгорания

Первый дирижабль с двигателем внутреннего сгорания был ис­пытан на привязи в Вене Полем Хэнлайном.

1874 год. Первый пилотируемый самолет

Моноплан с крылом с обратной стреловидностью француза Феликса дю Тампля стал первым в мире пилотируемым само­летом, способным совершать короткие подлеты при старте с горки. Машина, испытанная неизвестным пилотом из Бреста, была снабжена паровым двигате­лем, приводившим во вращение тянущий винт.

1879 год. Первый военный воздушный шар

Построен первый специально предназначенный для армии экземпляр Pioneer, напол­нявшийся светильным газом. Первые английские военные аэронавты, лейтенант Д. Е. Грувер и капитан Ф. Бимон, были при­писаны к федеральной армии в ходе гражданской войны в США в 1862

Планеры Лилиенталя

1891—96 годы. Планер Отто Лилиенталя

1889—96 годы: немецкий инженер Отто Лилиенталь в 1889 году издал книгу «Полет птиц как основа для авиации». Хотя Лилиенталь считал, что для полета более пригодны махолеты, он, тем не менее, занялся постройкой планеров с неподвижным крылом, как монопланов, так и бипланов (на снимке).

Продолжение следует…

Планер братьев Райт

До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт

Братья Райт управляемый самолет Flyer 1

Года 1903—1905: братья Райт — пионеры воздухоплавания

Биплан 14-bis

Года 1906-1908: трагедии и триумфы — цена первого полета

Источник информации

Журнал «Мировая авиация». Выпуск 20.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 7
  1. Юрий Зозуля

    Бесстрашные люди!

  2. Дмитрий

    Познавательно

  3. Валентин

    для общего развития

  4. Альберт

    Если долго мучиться — что нибудь получится

  5. Юрий

    интересно и познавательно! спасибо! продолжай :idea:

  6. Олег

    Познавательно! :idea: :idea: :idea:

  7. Наталья

    Очень интересная статья. Я получила истинное удовольствие от прочтения исторических фактов о первых летательных аппаратах и их изобретателях. Да, небо манило человека с незапамятных времён! Спасибо за статью! 👍

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: