До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт

Планер братьев Райт
Этой статьей мы продолжаем серию публикаций об истории авиации.
Итак, знаменательные события до 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт. Забегая вперёд скажу, что именно на один из их планеров братья установили двигатель и получился знаменитый самолёт братьев Райт.
Вы узнаете о ключевых этапах и пионерах, заложивших основу авиации до эпохи массового использования самолётов.
Более продвинутые воздушные шары, дирижабли и планеры, попытки первых полетов на самолёте, военное применение — всё это во второй части увлекательного путешествия в историю покорения неба.
1891—96 годы. Планер Отто Лилиенталя

Содержание

1880 год

Дирижабль с двигателем

Доктор Карл Вельферт и Георг Баумгартен поднялись в воздух на дирижабле, оснащенном небольшим двигателем. Однако аппарат разбился из-за неправильного распределения груза, и Баумгартен отказался от проекта.

«Привилегия» Можайского

4 июня русский морской офицер Александр Федорович Можай­ский обратился с просьбой о вы­даче ему «привилегии» (патента) на «воздухоплавательный сна­ряд» с паровым двигателем.

Первый аэростат с наблюдателем

24 июня во время военных ма­невров в Олдершоте англичане впервые использовали аэростат с наблюдателем.

1882 год. Аэростат с ручным винтом

5 марта в Шарлоттенбурге док­тор Карл Вельферт предпринял безуспешную попытку управлять полетом аэростата с помощью винта с ручным приводом.

1883 год. Дирижабль с электродвигателем

Гастон Тиссандье впервые уста­новил на дирижабль электромо­тор фирмы «Siemens», питаемый от 24 сухих батарей.

1884 год

Самолет Можайского

 

Самолет Можайского

Русский изобретатель А. Ф. Мо­жайский завершил работу над монопланом с паровым двигате­лем. В июле 1885 года самолет, пилотируемый И.Н. Голубевым, совершил небольшой «подскок» после разгона по наклонной рампе.

Полёт дирижабля La France с элек­тродвигателем

9 августа поднялся в воздух дирижабль La France с элек­тродвигателем, пилотируемый капитаном Чарльзом Ренардом и лейтенантом Артуром Кребсом из французского инженерного корпуса. Полет длился в целом 23 минуты, аппарат пролетел 8 км. La France был оснащен элек­тромотором Gramme мощностью 9 л. с. (6,7 кВт).

Первое аэростатное отделение британской армии

14 ноября первое аэростатное отделение британской армии от­правилось в Южную Африку вме­сте с экспедицией английских войск в Бечуаналенд. Аэростат прибыл в Кейптаун 19 декабря. На следующий год схожее подразделение сопровождало английскую пехоту в Судане.

1885 год. Прусское воздухоплавательное подраз­деление

В Берлин-Шоненберге сформировано Прусское воздухоплавательное подраз­деление (Preussische Luftschiffer- Abteilung). Оно использовало привязные и змейковые аэроста­ты в течение четырех лет.

1888 год. Дирижабль с дви­гателем внутреннего сгорания

12 августа в Сильберге (Герма­ния) Карл Вельферт поднялся в воздух на дирижабле с дви­гателем внутреннего сгорания Daimler мощностью 2 л. с. (1,5 кВт).

1889 год.

Первая высадка с аэростата

совершена в Ирландии Перси­валем Спенсером в Клонтарк Парке.

Пер­си С. Пилчер и его Hawk

Современная реконструкция планера Hawk Перси

Планер Hawk Перси Пилчера, точная копия которого была создана в наши дни, напоминает о катастрофе, произошедшей 30 сентября в Маркет Харборо. Интересно, что Пилчер параллельно трудился над созданием легкого двигателя мощностью 4 л. с. (3 кВт) для своих летательных аппаратов, но в день трагедии «Hawk» взлетел, буксируемый конной упряжкой.

1892 год

Военный двухместный самолет

3 февраля военный министр Франции подписал контракт с Клеманом Адером на строи­тельство и оснащение военного двухместного самолета, спо­собного нести 75 кг бомб. Офи­циальная поддержка проекта была прекращена после аварии самолета в Саторге 14 октября 1897 года.

Первое авст­рийское воздухоплавательное подразделение

Сформировано первое авст­рийское воздухоплавательное подразделение, получившее название K.u.K Militararonautische Ansalt.

1893 год

Пер­вый беспилотный летательный аппарат

Горацио Филипс запустил пер­вый беспилотный летательный аппарат Multiplane в Харроу, Анг­лия, вместо пилота был загружен балласт весом 33 кг.

Коробчатый воздушный змей

Бумажный змей Лоуренса Харгрэйва

Австралиец Лоуренс Харгрэйв — изобретатель ко­робчатого воздушного змея со своим изобретением (ввер­ху). Это была простая конструкция, продемонстрировав­шая достаточную подъемную силу и устойчивость.

1894 год

Полномасштабная модель планера поляка Чеслава Тански

Авиамодель Чеслава Тански стала первым в Польше летательным аппаратом тяжелее воздуха, совершившим успешный полет. Задолго до этого, начиная с 1896 года, Тански проводил испытания, используя планеры в натуральную величину.

Аэроплан Хайрема С. Максима

Биплан Хайрема С. Максима

Биплан, разработанный и созданный Хайремом С. Максимом, был крупнейшим из когда-либо построенных летательных аппаратов, способных взлетать. Во время испытаний 31 июля этот гигант, оснащенный двумя паровыми двигателями общей мощностью 180 л.с. (60 кВт), проехал 550 метров по рельсовой направляющей и оторвался от земли на 60 сантиметров.

1895 год

Неудачное испытание буксируемого планера

Ирландский профессор Георг Френсис Фицджеральд пред­принял неудачное испытание буксируемого планера, схожего по конструкции с аппаратами Лилиенталя.

Планер Перси С. Пилчер

Английский морской инженер Перси С. Пилчер построил свой первый планер, дал ему название Bat и в том же году поднялся на нем в воздух с берегов Ривер Клайд. После посещения Отто Лилиенталя Пилчер установил на свой планер хвостовое оперение.

1896 год. Смерть Отто Лилиенталя после аварии планера

Отто Лилиенталь умер 10 августа от травм, полученных им днем ранее при аварии одного из сво­их планеров на холмах Риновер возле Штоллена.

Пионер планеризма Октав Шанют

Испытательный полет планера Шанюта

Вместе с Перси С. Пилчером и Отто Лилиенталем, был одним из пионеров планеризма и Октав Шанют. Он родился в Париже в 1832 году. В 1894 году под его авторством вышла книга «Progress in Flying Machines». В ней были отражены истории полетов на аппаратах тяжелее воздуха.

С 1896 года Шанют разрабатывал и строил усовершенствованный дельтаплан по образцу Лилиенталя. Ему удалось создать удачную конструкцию биплана после разных экспериментов с мультипланами. Аугустус М. Геринг (на фото) проводил испытания планеров, так как сам конструктор был уже пожилым.

Шанют, вдохновитель братьев Райт и пионер биплана оказал огромное влияние на развитие авиации. Он умер в 1910 году, увидев практическое применения своих идей, в отличие от Пилчера и Лилиенталя.

Aerodrome Сэмюэля Пирпонта Лэнгли

Модель планера Aerodrome 5

Модель планера Aerodrome 5_2

Сэмюэль Пирпонт Лэнгли (1834-1906) математик, физик и ученый из США вошел в историю авиации, совершив 1-й документально зафиксированный полет на беспилотном летательном аппарате тяжелее воздуха в 1896 году. Его изделия: Aerodrome 5 (на фото) и Aerodrome 6, с размахом крыльев 4,25 м, были запущены близ Куантико на реке Потомак со 2-го этажа плавучей лаборатории. Они достигали высоты до 1280 м, что было довольно существенно по тем временам. В центральной части фюзеляжа каждой модели располагался паровой двигатель. Он вращал два винта. Изобрететель получил в 1898 году государственное финансирование в размере 50 000 долларов на создание полноразмерного аппарата (размах крыльев 14,6 м) Aerodrome, завершенного к 1903 г.

1897 год

Первая ка­тастрофа дирижабля

Зарегистрирована первая ка­тастрофа дирижабля: 14 июня погибли доктор Вельферт и его механик Кнаббе. Причиной их гибели стал пожар и взрыв газа в оболочке дирижабля, вызван­ные возгоранием двигателя.

Исследование Арктики впервые на воздушном шаре

Первую попытку на аэростате исследовать Арктики совершил Соломон Огюст Андре и два его помощника 11 июля. Через три дня аэростат упал, все трое погибли.

Клеман Адер и его двухмоторный самолет Avion

С 12 по 14 августа Клеман Адер совершил две безуспешные по­пытки взлететь на своем новом двухмоторном самолете Avion.

Первый и по­следний полет цельнометалличе­ского дирижабля Германа Шварца Metallball

3 ноября совершил первый и по­следний полет цельнометалличе­ский дирижабль Германа Шварца Metallball, пилотируемый сол­датом. Испытание закончилось аварией и разрушением аппарата.

Летательный аппарат с паровым двигателем Eole француза Клемана Адера

Пилотируемый летательный аппарат Eole Клемана Адера, оснащенный паровым двигателем

9 октября Клеман Адер впервые оторвавшись от земли совершил «подскок». Он пилотировал Eole, летательный аппарат, осна­щенный паровым двигателем.

1898 год

Птица, похожая на планер

В Египте найдена птица, вырезан­ная из дерева в III—IV веках до н. э. и очень похожая на современный планер с прямым крылом и вер­тикальным оперением.

Циолковский предложил идею использования ракетного топлива

Русский провинциальный учи­тель Константин Эдуардович Циолковский предложил идею использования сжиженного во­дорода и кислорода в качестве компонентов ракетного топлива.

1899 год

Райт начали испытания схемы управления

В августе братья Райт начали испытания схемы управления по крену с помощью перекоса кры­ла, используя воздушный змей — биплан с размахом крыла 1,5 м.

Экспери­менты с воздушными змеями, способными поднять в воздух человека

В августе американец Сэмюэль Франклин Годи начал экспери­менты со змеями, способными поднять в воздух человека.

Смерть Перси С. Пилчера после падения планера

Через два дня после падения на своем планере Hawk умер Перси С. Пилчер. Бамбуковая хвостовая балка пла­нера сломалась в полёте и произошла катастрофа. Это случилось 30 сентября.

Расцвет полётов на аэростатах

Подъем аэростатов во время праздника в Кристалл Пэлас

Подъем аэростатов в Кристалл Пэлас («Хрустальный дворец») в праздничные дни в Лондо­не во время расцвета полетов аэростатов в 1895—1914 годах. Полеты на аэростатах были респектабельным видом спорта и отдыха и выполнялись в научных целях.

1900 год. Первый полет дирижабля жёсткой конструкции LZ1 Фердинанда фон Цеппелина

2 июля состоялся первый полёт дирижабля жесткой конструкции LZ1 Фердинанда фон Цеппелина. Аппарат с пятью пассажирами вылетел из плавучего ангара на озере Констанс во Фридрихсха­фене. Полёт продолжался 20 ми­нут и завершился успешно.

1901 год

Испытания гидросамолета

Австриец Вильхельм Кресс начал испытания гидросамолета с тре­мя крыльями, расположенными одно за другим, и оснащенного двигателем Daimler. Первый полёт состоялся в октябре и закончился аварией.

Полет Густава Уайтхэда на летатель­ном аппарате своей конструкции

14 августа Густав Уайтхэд, амери­канский иммигрант из Баварии, дважды поднялся на летатель­ном аппарате своей конструкции в Бриджпорте, штат Коннектикут. Один двигатель машины Уайтхэда вращал колеса шасси, а дру­гой — винты. Аппарат пролетел 270 м и поднялся над деревьями, но официально это достижение не было зарегистрировано.

Облёт Эйфелевой башни на дирижабле за 100000 франков.

19 октября бразилец Альберт Сантос Дюмон облетел на своем дирижабле №6 вокруг Эйфе­левой башни и выиграл приз в 100000 франков.

Аэро­клуб Великобритании

29 октября организован Аэро­клуб Великобритании.

Братья Райт облётывают планер при сильном ветре

Планер братьев Райт

Создав в Дайтоне, штат Огайо, в магазине велосипедов свои планеры, братья Орвилл и Уилбур Райт выбрали для испытаний из-за сильных ветров Кити Хок в Северной Каролине.

1902 год. Удачный полёт на гидросамолёте

17 января Густав Уайтхэд, по имеющимся сведениям, впервые поднялся в воздух на гидросамолете. Пролетев по кругу 11 километров, Уайтхэд успешно сел на воду. Самолет с двумя двигателями был собран из узлов более ранней машины. Так же, как и в предыдущем слу­чае, полет не был официально зарегистрирован.

Перспективная идея братьев Райт для будущего самолёта

До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт

В период с 1900 по 1903 год, стремясь отточить концепцию будущего самолета и изучить вопросы устойчивости управляемости летательных аппаратов, братья Райт провели серию испытаний воздушных змеев и беспилотных планеров в Кити Хок. Первым был поднят в воздух планер № 1 (1900 год), потом № 2, управлялся который с помощью системы перекоса крыла, за ним № 3, выполнивший около тысячи тестовых полётов, что в конечном итоге привело к созданию самолета Flyer.

Продолжение следует…

Братья Райт управляемый самолет Flyer 1

Года 1903—1905: братья Райт — пионеры воздухоплавания

Биплан 14-bis

Года 1906-1908: трагедии и триумфы — цена первого полета

До 1903 года. Часть 2: от дирижаблей с паровым двигателем до продвинутых планеров братьев Райт

Года 1909-1911: зарождение палубной авиации и покорение Ла-Манша

Источник информации

Журнал «Мировая авиация». Выпуск 32

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 6
  1. Юрий Зозуля

    Начало бешеного века.

  2. Валентин

    для общего развития. полезно

  3. Юрий

    почему не интересно? очень даже интересно! поучительная статья! так держать

  4. Альберт

    Я помню своего прадеда , а он был юношей когда зарождалось воздухоплавание . Связь поколений

  5. Олег

    каких то 100 с небольшим лет от зарождения авиации и до полётов к Марсу!

  6. Наталья

    Очень интересно читать о том, с чего начиналась авиация. Такие удивительные факты приведены в статье. Отличная статья! Уже жду продолжения!

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: