Иван Кожедуб: легенда воздушных боев

Кожедуб и его Ла-5

Иван Никитович Кожедуб – легендарный лётчик-истребитель и легенда воздушных боев. 62 сбитых самолета противника  – это просто невероятно!

Он удостоен звания Герой Советского Союза трижды, воинское звание — Маршал авиации. Во время службы в Корее его знали под псевдонимом «Крылов».

Маршал авиации трижды Герой СССР И. Н. Кожедуб. 1885 г.
Маршал авиации трижды Герой СССР И. Н. Кожедуб. 1985 г.

Содержание

Ранние годы и путь к небу Ивана Кожедуба

Родился наш герой на Сумщине в селе Ображиевка в самой обычной крестьянской украинской семье, где с детства ценили труд и преданность. Оттуда, из простых украинских корней, вырос человек, ставший легендой!

Ваня Кожедуб вырос в семье, где он был самым младшим, «поздним» ребенком. Родился он после тяжелого голода, что, безусловно, наложило отпечаток на его характер и судьбу. Сначала учился в школе, но так и не закончил ее. Затем поступил в химико-технологический техникум. Интересный выбор для будущего аса!

И еще одна интересная деталь: в паспорте у Ивана Никитовича стояла дата рождения 08.06.1920 г. А на самом деле он родился 06.07.1922 г. Чудесным образом два года, Иван добавил себе, чтобы его приняли в техникум. Вот такие были времена!

А в 38-м Ваня попал в аэроклуб. Очень нравилась ему красивая форма курсантов, и это тоже повлияло на его решение стать летчиком. И мечта сбылась: в апреле 39-го он сам впервые полетел на самолете У-2.

У-2
У-2

Начало воинской службы и обучение летному мастерству

На воинскую службу поступил Кожедуб в 1940 году. Учился летному мастерству в Чугуеве, в школе военлетов. Освоил сначала самолеты: учебный УТ-2, учебно-боевой УТИ-4, а затем и настоящий боевой самолет-истребитель И-16. На хорошем счету Иван был у командиров и считался одним из лучших среди курсантов. И именно поэтому его оставили служить в школе инструктором, т. е. учить других, что Ивана очень расстроило.

УТ-2 в полете
УТ-2 в полете
УТИ-4 на аэродроме
УТИ-4 на аэродроме
И-16 пара в полете
И-16 пара в полете

Начало Великой Отечественной войны и стремление к фронту

Сержант Кожедуб (который, как все выпускники 1941 года, получил сержантское звание) эвакуировался со своим училищем в Среднюю Азию в начале войны. Там он упорно тренировался, чтобы стать хорошим летчиком-истребителем: анализировал тактику воздушных боев, рисовал схемы, разрабатывал новые приемы . Важно было все: каждый день был расписан по времени, чтобы всё успеть. После долгих просьб, Кожедуба осенью 1942-го, уже старшего сержанта, направили в столицу, а оттуда – в 240-й ИАП. Командовал полком  опытный летчик майор Солдатенко.

Первый боевой вылет и трудности становления боевого летчика Кожедуба

06.03.1943-го Иван впервые совершил боевой вылет. Но он оказался неудачным: его «Ла-5» при атаке на пару Ме-110  повредили «Мессершмитты», потом обстреляли с земли, причем свои же зенитчики. Лишь чудо спасло летчика. Бронеспинка кресла пилота защитила его, задержав снаряд, который был фугасным. Хотя в ленте с патронами чередовались фугасные, обычно, с бронебойными!

Ла-5
Ла-5
Ме-110
Ме-110

Самолет до аэродрома Кожедуб довел, но ремонт растянулся надолго. Его даже собрались отправить служить на не летную должность в батальон обеспечения полетов. Только благодаря командиру полка, который, возможно, уже видел в Иване будущего героя, он остался в полку. Через месяц Кожедубу дали самолет (новенький Ла-5). Поврежденный  тоже отремонтировали, но использовали только для связи, для боя он уже не годился, повреждения всё-таки давали о себе знать.

Кожедуб И. Н. в кабине истребителя
Кожедуб И. Н. в кабине истребителя

Курская дуга: начало боевых побед

Счет сбитых самолетов противника Кожедуб открыл на Курской дуге в своем 40-м боевом вылете 06.07.1943 г. По паспорту ему было тогда 23 года, а на самом деле -21.

В бою с 12 немецкими Ju-87, которые бомбили наши наземные войска, он сбивает 1-й самолет. Следующий день — еще одна победа, еще один Ju-87 «лаптежник», которые так называли за прикрытые обтекателями неубирающиеся стойки шасси («лапти»).

Ju-87 Stuka
Ju-87 Stuka

Через день Иван Кожедуб ещё сбивает сразу два немецких истребителя Ме-109, более маневренных и скоростных самолета, в отличие от неповоротливых «Юнкерсов».

Ме-109E
Ме-109E

Прикрывая наземные войска и сопровождая самолеты, Кожедуб одержал еще 4 победы, хотя и не любил такие задания. Вот так начинался его путь к славе!

Воздушные бои над Днепром

8 вражеских самолетов Кожедуб уже имел в своем активе к осени 43-го. Тогда в небе над Днепром шли ожесточенные бои. 30.09.1943, выполняя задание по прикрытию переправы, он один оказался против 18 «Юнкерсов». Бомбардировщики начали пикировать. Иван начал атаковать их с высоты 3500 м, ворвавшись в строй врага, и заставил их занервничать. Немцы прекратили бомбардировку,  выстроились в круг. Несмотря на заканчивающееся топливо, летчик атаковал. Один самолет был сбит. Остальные поспешно удрали.

Именно там, над Днепром полк Кожедуба, впервые схлестнулся с любимчиками Геринга эскадрой «Мельдерс». Наши истребители показали им «кузькину мать». Иван Кожедуб тоже показал отличный результат, записав в свой актив 11 сбитых за 10 дней сражений.

Иван Никитович Кожедуб, комэск, к октябрю 1943 г. имел 146 вылетов на боевые задания. На борту его самолета было нарисовано 20 звезд, что равнялось количеству поверженных противников.

Кожедуб И. Н. после боевого вылета
Кожедуб И. Н. после боевого вылета

Отдых и неожиданный подарок для Кожедуба

В конце осени 1943 г. полк отправили на отдых. Но пилотам некогда было отдыхать. Они тренировались и изучали новые тактические приемы воздушного боя. Иван рисовал схемы и записывал все в блокнот. Эту привычку он имел давно. И надо сказать, что она ему очень помогала побеждать в воздухе.

Тогда у него было 26 сбитых. И 7 ноября Почетную грамоту ему вручили от самого Центрального комитета комсомола, высоко оценив заслуги в боях.

Иван Кожедуб 4 февраля следующего 44 года был удостоен звания Героя Советского Союза, получив первую свою звездочку.

Май этого же года. Кожедуб, имея 38 побед в воздухе, получил подарок: новенький с завода самолет Ла-5Ф. Его построил, внеся деньги в фонд, колхозник Конев В. В. в память о своем племяннике, недавно отдавшем жизнь на войне. Просьбу выполнили.

Этот самолет достался Кожедубу. На нем был «14-й» номер и красовались надписи. На левой стороне фюзеляжа «Имени Героя Советского Союза подполковника Конева Г.Н.» и «От колхозника Конева Василия Викторовича» на правой.

Подарок оказался достойным, Кожедуб быстро ликвидировал ещё 8 самолетов, увеличив число сбитых до 45. Кроме того, он «завалил» нескольких асов Геринга.

Иван Кожедуб и Ла-5Ф от колхозника Конева
Иван Кожедуб и Ла-5Ф от колхозника Конева

С днем ВВС! Поздравление от Ивана Кожедуба

— Даже глядя смерти в глаза, нужно с ней бороться и побеждать!
— С праздником, мужики!
— С днём ВВС!

Поздравление от Ивана Кожедуба с днем ВВС, сделанное на фоне Ла-5Ф, подаренного ему колхозником Коневым Василием Викторовичем

Перевод в 176-й Гвардейский истребительный авиаполк

После успешных боев Кожедуб получил новое назначение. В конце первого месяца лета 1944 года его перевели в 176-й Гвардейский иап зам. командира части.

Полк был легендарным. И чуть ли не первым в ВВС полком, получившим новейшие Ла-7 в конце лета.  А к середине года у Кожедуба уже было сбитых самолетов — 48, боевых вылетов — 256.

Ла-7
Ла-7

19.08.1944 г. Кожедуб получил вторую звездочку Героя Советского Союза. Родина оценила его вклад в победу над врагом.

Кожедуб И. Н. и его Ла-7
Кожедуб И. Н. и его Ла-7

Бои в Польше и «свободная охота»

Пересев на новый тип самолета, Кожедуб с осени 44-го сражался в небе Польши, выполняя задачи по прикрытию наземных войск, действуя по принципу «свободной охоты». Начал летать на трехпушечном варианте Ла-7.

Этот вариант истребителя был очень хорошо вооружен. От мощного пушечного вооружения вражеские самолеты быстро теряли управление, а иногда даже разваливались в воздухе. Однако, тяжелые пушки отрицательно сказывались на маневренности, поэтому наш герой предпочел обычный, двухпушечный вариант нового истребителя и «пересел» на него..

Это был борт номер «27». На нем были одержаны оставшиеся 14 побед в этой войне. Сейчас эта машина — звезда имеющихся самолетов музея подмосковного Монино.

Кожедуб И. Н. у своего Ла-7 в Монинском музее ВВС
Кожедуб И. Н. у своего Ла-7 в Монинском музее ВВС

Битва с немецкими асами в Прибалтике

В конце сентября 44-го по приказу командующего ВВС, Кожедуба отправили в Прибалтику, чтобы биться с немецкими «охотниками». Ему предстояло схватиться с асами противника. Тут и сошлись в бою школы воздушного боя: советская и немецкая. Наши ребята знатно повоевали! За несколько дней в небе развернулись такие битвы, что немцам мало не показалось. Мы сбили 12 вражеских самолетов, потеряв всего два своих. Кожедуб тоже отличился, три самолета немецких «охотников» — его личная заслуга. После такого разгрома немцы убрались с этого участка фронта, поняв, что им тут не место.

Кожедуб в небе Германии и завершение войны

И вот 1945-й. Победа была близка, но война еще не кончилась. В феврале Иван Никитович одержал еще одну важную победу: Me-262, реактивный истребитель был сбит над Одером. В кабине был немецкий летчик, унтер-офицер Курт Ланге. Ведомым у Кожедуба был Дмитрий Титоренко. Они увидели этот необычный самолет на высоте 3500 метров. Он просто «летал как угорелый». Кожедуб и Титоренко решили попробовать подобраться к нему сзади.

Me-262
Me-262

Сам Кожедуб рассказывал об этом бое: «Что за ерунда? В него стреляют! Эх, напарник поторопился! Я ругаюсь про себя, план рухнул. Но трассы от его огня помогли: немецкий самолет развернулся влево, прямо на меня. Я быстро сблизился, открыл огонь. И вот реактивный самолет, разваливаясь, падает».

17.04.1945 г., в 5-м вылете в этот день, над самым логовом фашистов, Берлином, Иван Никитович сбил ещё два FW-190. Этими двумя победами над врагом Кожедуб завершил серию побед этой войны.

FW-190A-8_N
FW-190A-8_N

Общая статистика говорит сама за себя: боевых вылетов было выполнено- 330, проведено воздушных боев -120, сбитых вражеских самолетов — 62. Кожедуба наградили 18.08.1945 г. 3-ей золотой звездочкой Героя СССР в знак признания выдающихся заслуг.

Из воздушных боев с победой Кожедуб возвращался почти всегда. При этом оставался всегда удивительно скромным человеком. Иван Кожедуб никогда не заявлял о сбитом вражеском самолете, если лично не видел его падения на землю. Он не докладывал о победе, пока не был уверен в ней на все сто процентов.

Даже при явных признаках поражения противника, когда другие летчики констатировали: «Он загорелся! Все видели!», Кожедуб проявлял профессиональную сдержанность: «И что с того? А вдруг у него получится дотянуть до своей территории?».

Переубедить было его невозможно: в этом вопросе он был непреклонен. Сбивая врага вместе с новичками, Кожедуб никогда не записывал эти победы на свой счет. Впрочем, так делали многие опытные летчики, давая дорогу молодым пилотам.

Летное мастерство Ивана Никитовича и надежность самолетов Лавочкина

Важно добавить, что Кожедуба ни разу так немцы и не сбили. Не однажды приходилось на «раненом» самолете возвращаться к своим. На протяжении всей войны Иван Кожедуб летал на самолетах Лавочкина, сменив в общей сложности 6 штук.

Эти самолеты были надежны, не подвел ни один. Бывало всякое: получал пробоины, загорался в полете, на изрытые воронками полевые аэродромы приземлялся, но всегда добирался до своих, не потеряв ни одного самолета в воздухе.

Бой Кожедуба с американскими «Мустангами»

В конце войны, когда уже союзники подоспели к финалу, лучший ас Советского Союза, 2 раза показал класс их обнаглевшим пилотам. 2 американских Р-51D с названием «Мустанг», решили его атаковать по ошибке над столицей рейха, но Кожедуб не оставил им шанса.

Дело было так: в апреле, 17-го, прикрывая американские бомбардировщики B-17 от «мессершмиттов», Лавочкин нашего героя был атакован. Огонь открыли «союзники», тоже прикрывавшие своих.

«Кому огня? Мне?!» – возмущался летчик, спустя годы. Стреляли длинной трассирующей очередью, примерно с 1000 м. Ни русские, ни немцы так не стреляли. Было видно, что очередь в конце загибается вниз. Стало понятно где находится стреляющий.

Быстро сблизившись, исполнив полупереворот, атаковал первого американца. У того взорвалось что-то. Со снижением он направился в сторону расположения своих войск. Исполнив боевой разворот косой полупетлей, из положения вверх колесами, стремительно был атакован и сбит второй. Он взорвался почти сразу, Снаряды попали удачно.

B-17 "Flying fortress"
B-17 «Flying fortress»
P-51 "Mustang"
P-51 «Mustang»

Межсоюзнические конфликты Великой Отечественной

В сложной обстановке Второй мировой войны, когда союзники оказывали помощь друг другу, случались и трагические эпизоды, такие как столкновения между советскими и американскими летчиками. Одним из примеров подобных инцидентов стало событие 7 ноября 1944 г., когда сорок американских истребителей «Лайтнинг» P-38 атаковали советские войска.

P-38 "Lightning"
P-38 «Lightning»

Страшный удар пришелся по 866-му иап, расположенному на аэродроме, а также штабу 6-го гвардейского стрелкового корпуса возле населенного пункта Ниш.

В этой атаке погиб Григорий Котов, Герой Советского Союза, командир корпуса, вместе с ним еще тридцать наших солдат. Враг не щадил ничего: уничтожил 2 самолета и более десятка машин. Но наши летчики, быстро взлетев, дали достойный отпор. Несколько нападавших сбили, после чего оставшиеся отступили.

Борис Смирнов, непосредственный участник боя, вспоминая, приводит важную деталь: в обломках одного сбитого «американца» была найдена карта. Город Ниш на ней был четко обозначен для авиаудара. Этот факт ставил под сомнение официальную версию командования союзников о произошедшей ошибке в навигации. По их заявлению самолеты случайно оказались над территорией наших войск.

Послевоенная жизнь и служение Родине

В конце 1945 года судьба подарила Ивану Кожедубу встречу с Вероникой, десятиклассницей, в обычной монинской электричке. Эта встреча стала началом крепкой любви и долгой совместной жизни. Вероника стала для него не просто женой, но и терпеливой спутницей, верным другом и главным помощником во всех делах.

Иван Кожедуб с женой Вероникой
Иван Кожедуб с женой Вероникой

После окончания Военно-Воздушной академии в 49-м, Ивана Никитовича планировали назначить командиром дивизии под Баку. Однако, по решению Сталина, он остался служить в подмосковной Кубинке. Сначала занимал должность замкомдива, позже возглавил 324-ю иад.

Дивизия в числе первых была оснащена самолетами МиГ-15, реактивными истребителями. Начиналась эпоха реактивной авиации. Обладание новейшими машинами было не только честью, но и предвестием грядущих событий.

Заканчивался 1950-й. Дивизия получила приказ о переброске на восток нашей страны, где прославленному асу предстояло вновь испытать ужасы военного противостояния.

Боевые действия на Корейском полуострове

С начала весны 1951 до конца зимы 1952 года дивизия Кожедуба буквально «выжигала» небо Корейского полуострова: одержав 215 воздушных побед! В их числе — 12 «сверхкрепостей», но, к сожалению, и наши потери были ощутимы: 10 пилотов и 52 машины.

Корейские события в небе стали одной из самых героических страниц истории советской боевой авиации, демонстрируя возможности реактивных машин. Командование наложило строгий запрет Кожедубу, командиру дивизии, на личное участие в боях, поскольку понимало, что молодой и боевой комдив не упустит такую возможность.

Официально Иван Никитович не одержал тогда новых побед и не участвовал в боях лично. Однако, по воспоминаниям сослуживцев, он несколько раз, конечно же, неофициально, совершал боевые вылеты, чтобы поддержать своих товарищей.

Северокорейский МиГ-15 бис
Северокорейский МиГ-15 бис

Кого и сколько сбивал Кожедуб в двух своих войнах

Служба в войсках ПВО и поступление в академию Генерального штаба

324-я иад в 1952-м году была передислоцирована под Калугу, в систему ПВО страны. Оставив позади войну, Иван Никитович с головой окунулся в мирные заботы – обустройство своих солдат. И преуспел! Построили полторы сотни домиков, аэродром стал как новенький, городок военный расширили.

Вот только сам, генерал-майор Кожедуб (с лета 1953-го), похвастаться своим устроенным бытом не мог. С женой и двумя малышами то на старой даче, где еще десяток семей живут, то во времянке ютятся.

Иван Никитович в следующем году был направлен в академию Генерального штаба на учебу. Чтобы наверстать упущенное время, вызванное задержкой из-за служебных обязанностей, часть курса ему пришлось осваивать в ускоренном режиме, экстерном.

Высшие должности и завершение лётной карьеры Ивана Кожедуба

Академическое образование позволило Кожедубу перейти на новый уровень управления. После выпуска он получил должность 1-го зама нач. управления боевой подготовки ВВС, а на протяжении мая 1958-го по 1964 год успешно руководил авиационными подразделениями в качестве первого зам. командующего ВВС Московского и Ленинградского военных округов.

Находившиеся под командованием Кожедуба части всегда отличались высоким уровнем подготовки и, что немаловажно, низкой аварийностью. Кожедуб же сам за всю свою летную карьеру не имел ни одной аварии! Но «нештатные ситуации» у него случались, конечно.

Опасный инцидент был в 1966-м: полет на МиГ-21, реактивном истребителе 2-го поколения. Малая высота… внезапно — стая птиц! Одна попадает прямо в двигатель через воздухозаборник, что неминуемо привело к повреждению силовой установки.Но благодаря мастерству пилота, посадка прошла благополучно.

МиГ-21 полет парой
МиГ-21 полет парой

До самого 1970 года Иван Никитович не расставался с небом, освоив десятки различных машин – от самолетов до вертолетов. МиГ-23 стал завершающим покоренным им аппаратом, после чего легендарный летчик принял решение навсегда оставить полеты.

МиГ-23
МиГ-23

Иван Кожедуб был гораздо больше, чем просто выдающимся летчиком. Он был профессионалом до мозга костей, преданным своему делу. Безупречный воздушный боец, талантливый командир, достойный офицер – он не гнался за славой, не плел интриг, а просто честно служил своей стране. И в этом заключалась его выдающаяся сила.

Дальнейшая служба и общественная деятельность

1978 г. Кожедуб, будучи в летном строю, перешел в группу Генеральных инспекторов МО СССР, чтобы и дальше служить своей стране, передавая свой бесценный опыт. Заслуженная награда 1985 г.: звание Маршала авиации, высшее признание героизма и преданности делу.

Моя встреча с Иваном Никитовичем

Хотелось бы рассказать о своей встрече с И. Н. Кожедубом.

Визит маршала Кожедуба в Харьковское ВВАУЛ (1988)

В августе 1988 года, будучи курсантом 4-го выпускного курса Харьковского ВВАУЛ, я проходил летное обучение на аэродроме г. Чугуев вместе со своими однокурсниками в учебном авиационном полку. Именно там ранее располагалась Чугуевская военная авиационная школа лётчиков, которую окончил Иван Никитович.

Нужно сказать, что Иван Никитович с большим уважением относился к своим коллегам-«братьям по небу», охотно делился с ними опытом летной работы, не взирая на чины и звания. Особенно чтил своих учителей и места, где проходил службу и обучение летной работе.

И вот однажды командир сообщил, что сегодня наш полк посетит маршал авиации Кожедуб. Радости не было предела! Кожедуб был живой легендой, увидеть и познакомиться с ним мечтал каждый курсант, т. к. для каждого из нас он сыграл довольно значимую роль в выборе профессии летчика-истребителя.

И вот этот момент настал. Крепкий, небольшого роста в военной форме маршала авиации Иван Никитович поприветствовал строй курсантов нашей авиаэскадрильи:

— Здравствуйте, товарищи курсанты!

— Здравия желаем товарищ маршал! — громогласно раздалось в ответ.

Сколько на самом деле сбил Кожедуб?

После небольших вступительных слов Ивана Никитовича курсанты переместились в класс летной подготовки, где он долго, интересно и захватывающе рассказывал о своей службе, войне, делился опытом и знаниями.

Больше всего запомнились слова, когда Иван Никитович разоткровенничался и сообщил: «Вы думаете. я сбил 62 самолета? Их было больше! Остальные в карты проиграл».

Точное количество сбитых маршал не сообщил и мы никогда этого уже не узнаем. Но что это было именно так — сомневаться не приходится.

Напутствие Кожедуба курсантам

После окончания встречи Кожедуб сказал курсантам такие слова:

«Летайте с умом, учитесь у лучших, будьте примером, храните честь, защищайте страну, цените товарищей и не бойтесь трудностей!»

Затем попрощался и пожал руку каждому курсанту.

Иван Никитович оказался простым, добрым и интересным человеком, которого не испортили ни заслуженная слава, ни высокие звания и должности. И как мы поняли, со своми слабостями, которые имеет любой живущий.

Встреча с курсантами Харьковского ВВАУЛ. Чугуев. 1988 год
Встреча с курсантами Харьковского ВВАУЛ. Чугуев. 1988 год

Последние годы жизни и смерть 

Тяжелые последствия войны и напряженной службы сказались на здоровье Ивана Никитовича в последние годы его жизни. Он ушел из жизни 8 августа 1991 года, всего за две недели до распада Советского Союза, частью истории и славы которого он навсегда останется. Светлая память герою!

И. Н. Кожедуб: награды, звания, память

И. Н. Кожедуб: награды, звания, память

Кожедуб и его Ла-7 на почтовой марке
Кожедуб и его Ла-7 на почтовой марке

Список источников:
Cайт авиару.рф. Кожедуб Иван Никитович

Штурмовик ил 2 в годы ВОВ

Читайте: Штурмовик Ил-2. «Летающий танк Великой Отечественной». Часть 1. История создания

Герой Советского союза Лидия Литвяк

Читайте: Лидия Литвяк: «Белая Лилия Сталинграда»

Сергей Грицевец_Первый дважды Герой Советского союза

Читайте: Сергей Грицевец: дважды Герой, чье имя носил ХВВАУЛ

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 13
  1. Дмитрий Шалдугин

    Отличная статья.

  2. Алексей Лежнин

    Легендарный летчик.
    Узнал многих однокашников на фото встречи с курсантами в 1988 году в Чугуеве

  3. Валентин

    Спасибо. Хорошая статья.Многое не знал. Позновательно

  4. Юрий Прохорский

    В 1988г Иван Никитович был на праздновании дня города Купянска.
    Мы курсанты 4 курса тоже участвовали в праздничных мероприятиях.
    Запомнилось крепкое рукопожатие маршала.

  5. Альберт

    Человек — легенда . На таких примерах надо воспитывать нашу молодежь

  6. Виталий П.

    В каждой эпохе свои герои и живут они пока мы сохраняем о них светлую память и передаем своим потомкам. Молодец, спасибо за публикацию

  7. Шуклин Сергей

    И люди были Великие и власть была народная, песни пели душевные и самолеты клепали тыщами.

  8. Дмитрий Шалдугин

    Очень интересная и полезная статья,

  9. Юрий

    спасибо за новую статью! очень интересно и грамотно написано! дерзай дальше :idea:

  10. Светлана Несговорова

    Статья о легендарном лётчике Иване Кожедубе великолепна. Важно помнить о таких героях и рассказывать о них.

  11. Наталья

    Отличная статья! Очень впечатлила. Чаще надо рассказывать о таких легендарных и героических лётчиках. Это надо нашей молодёжи!
    Понравился рассказ про личную встречу. Герои часто — простые в общении люди. Тем приятнее и интереснее они. Спасибо за статью!

  12. Алена

    такие истории не только поражают масштабом подвига, но и напоминают, что настоящая сила часто сочетается со скромностью и человечностью

  13. Наталья Дмитриева

    Захватила статья! Очень интересно прочитать, познакомиться с таким ярким лётчиком Иваном Кожедубом. Спасибо.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: