Штурмовик Ил-2. «Летающий танк Великой Отечественной». Часть 1. История создания

Штурмовик ил 2 в годы ВОВ

В этой статье поговорим о штурмовике Ил-2, легендарном «Летающем танке», который ковал нашу Победу в Великой Отечественной. Этот самолет был настоящим кошмаром для врага, благодаря своей броне и убойной силе.

Интересно, но за рубежом об Ил-2 знают не так много, как о немецких или английских самолетах. Хотя, по сути, Ил-2 был самым массовым самолетом Второй мировой! Вот такие дела…

Содержание

Песня самолёта (Сон штурмовика Ил-2)

История создания Ил-2

Ил-2 штурмовик требования

В 30-х годах советским авиаконструкторам поставили задачу: создать штурмовик! Представьте себе: самолёт, который будет лететь прямо в пекло боя, поддерживая наших солдат огнём.

К тому времени у нас уже были крутые «игрушки»: мощные пулемёты, пушки, бронебойные бомбы и ракеты (реактивные снаряды). Оставалось только создать самолёт, который мог бы всё это доставить прямо в цель.

И вот, в 1935 году, решение принято: нужен БШ – бронированный штурмовик! Машина, способная крушить танки и укрепления врага. Так и началась история «Ила», легенды советской авиации.

Он разработал штурмовик Ил-2

С. В. Ильюшин и его Ил-2
С. В. Ильюшин и его Ил-2

К 1938 году в гонке за лучший штурмовик остались двое: Сергей Владимирович Ильюшин и Павел Осипович Сухой. Оба решили, что нужен одномоторный самолет с низко расположенным крылом. Ильюшин оказался быстрее: его проект был готов уже весной 1939-го.

Первый «Ил», названный ЦКБ-55 (или БШ-2), получил мощный двигатель АМ-35 жидкостного охлаждения на 1350 «лошадок». Он был двухместным: пилот впереди, стрелок сзади. Крылья сделали из легкого сплава, а вот брюхо самолёта защитили бронёй – прикрыли двигатель, баки, кабину.

Вооружение так себе: четыре пулемёта ШКАС на крыльях и один ШКАС сзади. Под брюхом – бомбы, целых 600 кг в 4-х контейнерах!

Но Ильюшин был недоволен: вооружение слабовато, да и самолёт в полёте ведёт себя как-то неуверенно, показывая продольную неустойчивость. Пришлось дорабатывать. ЦКБ-55, со смещенным слегка вперед центром тяжести и увеличенным хвостовым оперением, впервые поднялся в воздух 30 декабря 1939 года.

Но комиссия всё равно забраковала: положительные качества машины не искупают ее плохую устойчивость, малую дальность и общие эксплуатационные характеристики, в общем, летать можно, но далеко не улетишь, да и вообще, не фонтан.

Тогда Ильюшин решил: «Будем биться до конца!» И за четыре месяца построил ЦКБ-57! Движок стал ещё мощнее – АМ-38 на 1600 л.с.! Стрелка убрали – вместо него поставили бак с топливом. Броню сделали тоньше, но распределили умнее.

Пулемёты заменили на мощные 20-мм пушки ШВАК, а под крылья повесили 8 ракет РС-82! Вот это уже была машина! Скорость – до 440 км/ч! «Ил» был готов к бою!

Штурмовик Ил-2 одноместный
Штурмовик Ил-2 одноместный

Ил-2 деревянный?

Из чего делали «Летающий танк»:

  • Броня – чтоб как в танке! Самое главное – это броня! Без неё «Илюша» – не «Илюша»! Броню варили из стали особой – АБ-1. Это такая сталюга, что её ни пуля, ни осколок не брали! Ей обкладывали движок, кабину пилота – всё самое ценное! Чтоб пилот, как в танке, сидел и не боялся!
  • Дюраль – чтоб летал, а не ползал! Фюзеляж, крылья – всё это клепали из дюралюминия. Это такая штука – лёгкая, как пёрышко, но прочная, как черт знает что! Секрет простой – алюминий с медью, магнием и ещё какой-то хренью смешивали. Получалось – зверь-машина! Легко, прочно и летать можно!
  • Дерево – куда ж без него! Вы не поверите, но в «Илюше» и дерево было! Хвост, например, из дерева делали. Сосна, берёза – что под руку попадётся. Дёшево и сердито! Там, где особая прочность не нужна, дерево – самое то!
  • Тряпка – чтоб красиво было! Обшивку на рули, на элероны – из ткани делали. Перкаль называлась. Лёгкая, натягивается хорошо, обтекаемость создаёт. Ну и чтоб глаз радовала, конечно!
  • Стекло – чтоб всё видеть! Фонарь кабины – это не просто стекло, это триплекс! Если вдруг пуля попадёт – не разлетится на осколки, а только треснет. Чтоб пилот хоть что-то видеть мог и дальше лететь!

Ну и всякой мелочи, конечно, хватало: резинки, пластмаски, проводочки. Но главное – это броня, дюраль, дерево и тряпка! Вот из этого и делали нашего «Илюшу» – «летающий танк», грозу фашистов!

Самолет Ил-2 в годы войны

И вот «Ил» пошел в серию! Заводы в Москве, Филях и Воронеже начали штамповать новые штурмовики, как горячие пирожки. Но тут грянула война…

22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. В советских ВВС «Илов» было катастрофически мало – всего 249 штук!

Ил-2 выпускали в…

Первые серийные штурмовики Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года на заводе № 18 в Воронеже. В связи с началом войны и угрозой оккупации, завод был эвакуирован в Куйбышев в ноябре 1941 года, где продолжилось производство. Также в Куйбышев быд эвакуирован и завод № 1 из Москвы. Основными центрами серийного выпуска Ил-2 стали авиационные заводы №1 и № 18 в Куйбышеве (ныне — Самара), а также завод № 30 в Москве.

Значительная часть от общего объема производства Ил-2 (36 183 экземпляра) была сосредоточена в Куйбышеве, где было выпущено около 74% самолетов (26 888 шт.). В течение 1941-1942 годов небольшие партии Ил-2 производились на заводе № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.

После эвакуации и возобновлении производства «Илов» для фронта делалось явно недостаточно. Сталин взбесился и отправил директорам заводов гневную телеграмму, обвинив их во «вредительстве»! Труженники тыла делали все, что было в их силах и даже более того. Количество производимых Ил-2 росло.

В начале 1942 года пушки ШВАК заменили на более мощные 23-мм пушки ВЯ.

Позже, в 1942-м, появилась новая версия «Ила» – Ил-2М2. Движок стал мощнее (АМ-38Ф на 1750 «лошадок»), аэродинамику улучшили, а броню усилили до 950 кг!

Потери в боях были огромные, но броню сверху и сзади ставить не решались. Ильюшин, рискуя головой, разработал двухместный «Ил» со стрелком!

В марте 1942 года новый «Ил» взлетел в небо. У стрелка был мощный 12,7-мм пулемёт УБТ с запасом в 150 патронов. Стрелок был отделен от пилота топливным баком. В октябре 1942 года Сталин дал добро на производство двухместного «Ила», который получил название Ил-2М3. И уже к концу месяца новые «летающие танки» начали прибывать на фронт!

Штурмовики Ил-2 в полете
Штурмовики Ил-2 в полете

Вооружение и модификации Ил-2

Появление стрелка в «Иле» перевернуло ситуацию! Наши штурмовики стали жить дольше, а у люфтваффе начались проблемы.

Производство «Илов» выросло до тысячи в месяц! И это несмотря на то, что конструкторы постоянно что-то меняли, чтобы улучшить аэродинамику. Ведь скорость «Ила» упала до 404 км/ч.

Но изменения вносили прямо на ходу, не останавливая производство! К середине 1943 года скорость удалось поднять до 439 км/ч, хотя «Ил» становился всё тяжелее.

Вес рос из-за нового, крутого оружия! Самое главное – появились 37-мм пушки! Мощные, точные, скорострельные! Они могли пробить броню (кроме лобовой) даже у PzKpfw V (Пантера) и PzKpfw VI (Тигр)!

В крыльевых отсеках теперь можно было нести больше бомб, а под крыльями появились подвески для огромных ракет РС-132 и контейнеры с 200 маленькими, но злыми бронебойными бомбами ПТАБ.

В 1942 году появился первый «Ил» с двойным управлением – для обучения лётчиков. Потом такие машины стали переделывать прямо в частях, а с 1943 года заводы начали выпускать «учебные Илы» небольшими партиями.

Ил-2У
Ил-2У

А еще в полевых условиях из «Ила» сделали торпедоносец – Ил-2Т! Он мог нести 450-мм торпеду! Вот это универсальная машина!

Ил-2Т
Ил-2Т

Ил-2 сколько выпущено

Производитель 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
№1 (Москва) 2 2
№ 1 (Куйбышев) 3 2991 4257 3719 957 11927
№ 18 (Воронеж) 1481 1481
№ 18 (Куйбышев) 29 3942 4702 4034 931 13638
№ 30 (Москва) 1053 2234 3377 2201 8865
№ 381 (Нижний Тагил) 27 243 270
Всего 1542 8229 11193 11130 4089 36183

За годы войны было выпущено 36 183 «Илов»!  А в августе 1944-го промышленность полностью переключилась на новый штурмовик – Ил-10. К тому времени производство самолетов достигло космических высот – 2300 штук в месяц! За первые восемь месяцев 1944 года сделали 16 тысяч Ил-10 (а за весь 1943-й – «всего» 11200 самолётов).

Если раньше было сложно набрать целый полк «Илов», то в 1944 году в операциях участвовало до 500 штурмовиков! После их налётов на земле не оставалось ничего, что могло бы двигаться. Командир обычно кричал: «Делай как я!», и вся армада «Илов» начинала пикировать, поливая врага огнём и засыпая бомбами.

Немцы дали Ил-2 прозвище

В Красной армии «Ил» ласково называли «Илюша», а немцы прозвали его «Schwarzer Tod» – «Чёрная смерть»! Вот это признание!

Экспорт и послевоенное использование

В 1943 году «Илюша» начал помогать другим странам! Польша, Чехословакия, Югославия и Болгария получили около 650 наших «Илов». А после войны более 2000 машин отправились в Китай и Северную Корею!

В некоторых странах, например, в Польше и Чехословакии, «Ил» получил новое имя. Местные умельцы начали его переделывать: ставили разное оборудование, меняли оружие и даже делали заднюю часть фюзеляжа из ткани и стальных трубок! Вот так «Илюша» жил и служил по всему миру!

Ил-2М3 с польскими опознавательными знаками.
Ил-2М3 с польскими опознавательными знаками.

 

Другие штурмовики Второй Мировой Войны

«Ил» и компания: кто еще летал штурмовать во Второй Мировой

Конечно, «Ил-2» был крутой машиной, но не один он работал по наземным целям с воздуха! Во Второй Мировой хватало самолётов, которые тоже пытались крошить танки и поддерживать своих солдат. Да, может, у них не было такой брони, как у нашего «летающего танка», но они тоже вносили свой весомый вклад в боевые действия своих армий.

Итак, давайте углубимся в характеристики других самолетов, которые воевали наравне с «Ил-2», но оставим эмоции при себе. Только факты, но в понятной форме.

По ту сторону фронта (Страны Оси)

Fw 190 (Германия): «Фокке-Вульф» – универсальный солдат

FW-190A-8_N
FW-190A-8_N
  • Роль: Истребитель-бомбардировщик, штурмовик
  • Двигатель: BMW 801 (радиальный, 14 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 20-мм пушки MG 151/20, 2 x 13-мм пулемета MG 131 (в зависимости от модификации) + бомбовая нагрузка до 500 кг
  • Особенности: Высокая скорость и маневренность, универсальность применения. Отсутствие серьезной бронезащиты.
  • Суть: Мог и истребитель сбить, и бомбы на врага сбросить. Быстрый, но не очень живучий.

Hs 129 (Германия): «Хеншель» – охотник на танки (такой себе «немецкий Ил-2»)

Hs 129 B-3 с 75 мм пушкой
Hs 129 B-3 с 75 мм пушкой
  • Роль: Штурмовик, противотанковый самолет
  • Двигатели: 2 x Gnome-Rhône 14M (радиальные, 14 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 20-мм пушки MG 151/20, 2 x 7,92-мм пулемета MG 17 + 30-мм пушка MK 101 или 75-мм пушка BK 7,5 (в зависимости от модификации)
  • Особенности: Мощное противотанковое вооружение, неплохая бронезащита кабины. Низкая скорость и маневренность.
  • Суть: Специально создан для уничтожения танков, но был медленным и уязвимым для истребителей.

Ju 87 «Stuka» (Германия): «Штука» – пикирующий бомбардировщик

Ju-87R2
Ju-87R2
  • Роль: Пикирующий бомбардировщик, непосредственная поддержка войск
  • Двигатель: Junkers Jumo 211 (V-образный, 12 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 7,92-мм пулемета MG 17 (синхронные, вперед), 1 x 7,92-мм пулемет MG 81 (подвижный, назад) + бомбовая нагрузка до 500 кг
  • Особенности: Высокая точность бомбометания при пикировании, психологическое воздействие сирены. Неубирающееся шасси Низкая скорость и слабая защита.
  • Суть: Эффективен в начале войны, но быстро устарел из-за высокой уязвимости.

Breda Ba.65 (Италия): «Бреда» – штурмовик для Африки

Breda_Ba.65
Breda_Ba.65
  • Роль: Штурмовик, истребитель-бомбардировщик
  • Двигатель: Fiat A.80 RC.41 (радиальный, 18 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT, 2 x 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT + бомбовая нагрузка до 500 кг
  • Особенности: Неплохая маневренность, возможность выполнять различные задачи. Ограниченная дальность полета и слабая броня.
  • Суть: Универсальный, но не выдающийся самолет, применялся в основном в Северной Африке.

Mitsubishi Ki-51 (Япония): «Мицубиси» – японский штурмовик

Mitsubishi Ki-51
Mitsubishi Ki-51
  • Роль: Штурмовик, самолет непосредственной поддержки войск
  • Двигатель: Mitsubishi Ha-26-I (радиальный, 14 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 7,7-мм пулемета Type 89 (синхронные, вперед) + бомбовая нагрузка до 200 кг
  • Особенности: Легкий и маневренный, простота в обслуживании. Отсутствие брони и слабое вооружение.
  • Суть: Подходил для операций в условиях джунглей, но был уязвим для современной авиации.

Наши союзники (Страны Антигитлеровской коалиции):

A-36 Apache (США): «Апач» – пикирующий «Мустанг»

A-36 Apache
A-36 Apache
  • Роль: Пикирующий бомбардировщик, штурмовик
  • Двигатель: Allison V-1710 (V-образный, 12 цилиндров)
  • Вооружение: 6 x 12,7-мм пулеметов M2 Browning + бомбовая нагрузка до 454 кг
  • Особенности: Высокая скорость и маневренность, наличие тормозных щитков для пикирования. Отсутствие брони.
  • Суть: Быстрый и точный бомбардировщик, эффективный против наземных целей.

Vultee Vengeance (США/Великобритания): «Венженс» – пикирующий бомбер

Vultee Vengeance
Vultee Vengeance
  • Роль: Пикирующий бомбардировщик, непосредственная поддержка войск
  • Двигатель: Wright R-2600 (радиальный, 14 цилиндров)
  • Вооружение: 4 x 7,7-мм пулемета Browning (в крыльях) + бомбовая нагрузка до 907 кг
  • Особенности: Высокая скорость пикирования, большая бомбовая нагрузка. Отсутствие брони.
  • Суть: Надежный и эффективный бомбардировщик, широко применялся союзниками в Азии.

Hawker Hurricane Mk. IID (Великобритания): «Харрикейн» – противотанковый истребитель

Hawker Hurricane Mk. IID
Hawker Hurricane Mk. IID
  • Роль: Истребитель-штурмовик, противотанковый самолет
  • Двигатель: Rolls-Royce Merlin XX (V-образный, 12 цилиндров)
  • Вооружение: 2 x 40-мм пушки Vickers «S»
  • Особенности: Мощное противотанковое вооружение. Низкая скорость и маневренность.
  • Суть: Эффективен против легкой и средней бронетехники, но уязвим для истребителей.

Republic P-47 Thunderbolt (США): «Тандерболт» – универсальный боец

Republic P-47 Thunderbolt
Republic P-47 Thunderbolt
  • Роль: Истребитель-бомбардировщик, штурмовик, истребитель сопровождения
  • Двигатель: Pratt & Whitney R-2800 (радиальный, 18 цилиндров)
  • Вооружение: 8 x 12,7-мм пулеметов M2 Browning + бомбовая нагрузка до 1134 кг или 10 x 127-мм ракет
  • Особенности: Большая дальность полета, высокая прочность, мощное вооружение. Универсальность применения.
  • Суть: Многоцелевой самолет, способный выполнять широкий спектр задач.

Су-2 (СССР): «Сушка» – ближний бомбардировщик

Су-2
Су-2
  • Роль: Ближний бомбардировщик, разведчик, штурмовик (в начале войны)
  • Двигатель: М-62 (радиальный, 9 цилиндров)
  • Вооружение: 4 x 7,62-мм пулемета ШКАС + бомбовая нагрузка до 400 кг
  • Особенности: Высокая скорость и маневренность. Слабая броня и недостаточное оборонительное вооружение.
  • Суть: Переходный тип самолета, быстро устарел и был заменен более современными машинами.

Особенности Ил-2

Так в чем разница между ними и Ил-2? Ил-2 был особенным по нескольким причинам:

  • «Броня — наше всё!»: Он был очень хорошо защищен броней, как настоящий танк, что делало его очень живучим на поле боя.
  • «Много-много!»: Их сделали просто огромное количество! Поэтому Ил-2 был на каждом фронте.
  • «Универсальный солдат»: Ил-2 мог делать много разных вещей: атаковать врагов, бомбить и даже сражаться с вражескими самолетами.

Конкурент Ил-2: Су-6

Стоит упомянуть, что в Советском Союзе существовал и другой проект бронированного штурмовика — Су-6, разработанный ОКБ Сухого. Этот самолет, хотя и показывал хорошие результаты на испытаниях, так и не был запущен в серийное производство. Причинами этого стали перегруженность производственных мощностей, приоритет производства Ил-2, а также переориентация ОКБ Сухого на разработку других типов самолетов. Несмотря на это, Су-6 остался интересным примером советской конструкторской мысли в области штурмовой авиации.

Су-6
Су-6

«Ил-2»: Легенда, которая не умрёт!

Знаете, есть вещи, которые просто не забываются! И «Ил-2» – одна из них! Это не просто самолёт, это часть нашей истории, часть нашей души!

Памятник Ил-2

Памятники штурмовику Ил-2, разработанному в ОКБ Ильюшина и ставшему легендой Великой Отечественной войны, установлены во многих городах, напоминая о подвигах летчиков и рабочих тыла. Среди наиболее известных:

  • Воронеж: у авиазавода, в честь трудового подвига (1979).
  • Дубна: на месте падения самолета (2008).
  • Истра: старейший макет, посвященный обороне Москвы (1965).
  • Лебяжье: в честь защитников балтийского неба.
  • Москва: на территории «АК имени С. В. Ильюшина» (1978).
  • Новороссийск: поднятый со дна Черного моря (1980).
  • Самара (ранее Куйбышев): символ боевой и трудовой доблести, место массового производства Ил-2 (1975).

IL-2_samara

Авторство: Altoing. собственная работа. Источник изображения: wikimedia.org

Мужество летчиков Ил-2

А лётчики! Это ж были настоящие камикадзе! Летели в самое пекло, под пули, под зенитки! Знали, что могут не вернуться, но всё равно летели! За Родину! За Победу! И награды у них были соответствующие – Герои Советского Союза! Ордена! Это ж не просто железки, это символы их мужества и героизма!

Михаил Тихонович Степанищев
Летчик Ил-2: дважды Герой СССР Михаил Тихонович Степанищев

Летающий Ил-2

А знаете, что самое крутое? Что есть люди, которые восстанавливают «Ил-2»! Находят их где-то в болотах, в лесах, собирают по кусочкам и снова поднимают в небо! И вот ты стоишь, смотришь, как эта махина взлетает, и понимаешь – вот она, живая история! Вот она, легенда, которая не умрёт!


Этот Ил-2 был поднят со дна озера в Мурманской области и восстановлен фондом «Крылатая память Победы» при поддержке ПАО «Ил».

Ил-2 фильм

«Лётчик» (2021): выжить любой ценой!

Этот фильм – история про советского лётчика Николая Комлева. Его «Ил-2» сбивают, и он, как по волшебству, остаётся жив. Но вместо тёплой постели – суровая зима и лес вокруг. Ему нужно будет пройти через многое, чтобы просто выжить и вернуться домой.

В «Лётчике» «Ил-2» – это больше, чем просто самолёт. Это часть его жизни, его боевой друг, то, что защищало его в небе. Когда он теряет «Ил», начинается его личная война за выживание.

Фильм берёт за душу своей правдивостью. Он показывает, что лётчики – не только герои, но и обычные люди, которые боятся, страдают, но всё равно хотят жить.

Если вам интересно увидеть, как «Ил-2» сражался, и прочувствовать атмосферу войны, «Лётчик» – хороший вариант.

Кожедуб и его Ла-5

Читайте: Иван Кожедуб: легенда воздушных боев

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии : 12
  1. Дмитрий Шалдугин

    Отличная статья.

  2. Виталий П.

    Большая плодотворная работа. Спасибо за публикацию. Успехов и совершенства

  3. Шуклин Сергей

    Познавательно. Всегда открываешь что то новое для себя. Респект и уважуха.

  4. Валерий

    👍 Молодец , Игорь. Интересное занятие нашел. И для любителей авиации познавательно. Твори дальше, почитаем.

  5. Алексей

    :idea:

  6. Юрий

    отличная статья! продолжай не останавливайся! чем смогу помогу :idea:

  7. Альберт

    Хорошая статья . Не знал что пушки пробивали броню танка . Познавательно

  8. Юрий Зозуля

    Спасибо за рассказ. Было интересно и познавательно.

  9. Ирина

    Спасибо большое за статью! Было очень интересно узнать нашу историю.

  10. Наталья

    Очень интересно! Прочитала статью на одном дыхании, а точнее затаев его. И такая гордость за нашу страну! За конструкторов и лётчиков! Спасибо вам!

  11. Изабелла

    Штурмовик Ил-2 — легенда авиации, символ ВОВ. спасибо вам за интересный рассказ

  12. Татьяна Наговицына

    Просто уважение вам, сколько надо было переработать материала для статьи! И гордость за нашу страну! Спасибо

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: