В этой статье поговорим о штурмовике Ил-2, легендарном «Летающем танке», который ковал нашу Победу в Великой Отечественной. Этот самолет был настоящим кошмаром для врага, благодаря своей броне и убойной силе.
Интересно, но за рубежом об Ил-2 знают не так много, как о немецких или английских самолетах. Хотя, по сути, Ил-2 был самым массовым самолетом Второй мировой! Вот такие дела…
Содержание
- 1 Песня самолёта (Сон штурмовика Ил-2)
- 2 История создания Ил-2
- 3 Ил-2 деревянный?
- 4 Самолет Ил-2 в годы войны
- 5 Экспорт и послевоенное использование
- 6 Другие штурмовики Второй Мировой Войны
- 6.1 «Ил» и компания: кто еще летал штурмовать во Второй Мировой
- 6.2 По ту сторону фронта (Страны Оси)
- 6.2.1 Fw 190 (Германия): «Фокке-Вульф» – универсальный солдат
- 6.2.2 Hs 129 (Германия): «Хеншель» – охотник на танки (такой себе «немецкий Ил-2»)
- 6.2.3 Ju 87 «Stuka» (Германия): «Штука» – пикирующий бомбардировщик
- 6.2.4 Breda Ba.65 (Италия): «Бреда» – штурмовик для Африки
- 6.2.5 Mitsubishi Ki-51 (Япония): «Мицубиси» – японский штурмовик
- 6.3 Наши союзники (Страны Антигитлеровской коалиции):
- 6.3.1 A-36 Apache (США): «Апач» – пикирующий «Мустанг»
- 6.3.2 Vultee Vengeance (США/Великобритания): «Венженс» – пикирующий бомбер
- 6.3.3 Hawker Hurricane Mk. IID (Великобритания): «Харрикейн» – противотанковый истребитель
- 6.3.4 Republic P-47 Thunderbolt (США): «Тандерболт» – универсальный боец
- 6.3.5 Су-2 (СССР): «Сушка» – ближний бомбардировщик
- 7 Особенности Ил-2
- 8 Конкурент Ил-2: Су-6
- 9 «Ил-2»: Легенда, которая не умрёт!
Песня самолёта (Сон штурмовика Ил-2)
История создания Ил-2
Ил-2 штурмовик требования
В 30-х годах советским авиаконструкторам поставили задачу: создать штурмовик! Представьте себе: самолёт, который будет лететь прямо в пекло боя, поддерживая наших солдат огнём.
К тому времени у нас уже были крутые «игрушки»: мощные пулемёты, пушки, бронебойные бомбы и ракеты (реактивные снаряды). Оставалось только создать самолёт, который мог бы всё это доставить прямо в цель.
И вот, в 1935 году, решение принято: нужен БШ – бронированный штурмовик! Машина, способная крушить танки и укрепления врага. Так и началась история «Ила», легенды советской авиации.
Он разработал штурмовик Ил-2

К 1938 году в гонке за лучший штурмовик остались двое: Сергей Владимирович Ильюшин и Павел Осипович Сухой. Оба решили, что нужен одномоторный самолет с низко расположенным крылом. Ильюшин оказался быстрее: его проект был готов уже весной 1939-го.
Первый «Ил», названный ЦКБ-55 (или БШ-2), получил мощный двигатель АМ-35 жидкостного охлаждения на 1350 «лошадок». Он был двухместным: пилот впереди, стрелок сзади. Крылья сделали из легкого сплава, а вот брюхо самолёта защитили бронёй – прикрыли двигатель, баки, кабину.
Вооружение так себе: четыре пулемёта ШКАС на крыльях и один ШКАС сзади. Под брюхом – бомбы, целых 600 кг в 4-х контейнерах!
Но Ильюшин был недоволен: вооружение слабовато, да и самолёт в полёте ведёт себя как-то неуверенно, показывая продольную неустойчивость. Пришлось дорабатывать. ЦКБ-55, со смещенным слегка вперед центром тяжести и увеличенным хвостовым оперением, впервые поднялся в воздух 30 декабря 1939 года.
Но комиссия всё равно забраковала: положительные качества машины не искупают ее плохую устойчивость, малую дальность и общие эксплуатационные характеристики, в общем, летать можно, но далеко не улетишь, да и вообще, не фонтан.
Тогда Ильюшин решил: «Будем биться до конца!» И за четыре месяца построил ЦКБ-57! Движок стал ещё мощнее – АМ-38 на 1600 л.с.! Стрелка убрали – вместо него поставили бак с топливом. Броню сделали тоньше, но распределили умнее.
Пулемёты заменили на мощные 20-мм пушки ШВАК, а под крылья повесили 8 ракет РС-82! Вот это уже была машина! Скорость – до 440 км/ч! «Ил» был готов к бою!

Ил-2 деревянный?
Из чего делали «Летающий танк»:
- Броня – чтоб как в танке! Самое главное – это броня! Без неё «Илюша» – не «Илюша»! Броню варили из стали особой – АБ-1. Это такая сталюга, что её ни пуля, ни осколок не брали! Ей обкладывали движок, кабину пилота – всё самое ценное! Чтоб пилот, как в танке, сидел и не боялся!
- Дюраль – чтоб летал, а не ползал! Фюзеляж, крылья – всё это клепали из дюралюминия. Это такая штука – лёгкая, как пёрышко, но прочная, как черт знает что! Секрет простой – алюминий с медью, магнием и ещё какой-то хренью смешивали. Получалось – зверь-машина! Легко, прочно и летать можно!
- Дерево – куда ж без него! Вы не поверите, но в «Илюше» и дерево было! Хвост, например, из дерева делали. Сосна, берёза – что под руку попадётся. Дёшево и сердито! Там, где особая прочность не нужна, дерево – самое то!
- Тряпка – чтоб красиво было! Обшивку на рули, на элероны – из ткани делали. Перкаль называлась. Лёгкая, натягивается хорошо, обтекаемость создаёт. Ну и чтоб глаз радовала, конечно!
- Стекло – чтоб всё видеть! Фонарь кабины – это не просто стекло, это триплекс! Если вдруг пуля попадёт – не разлетится на осколки, а только треснет. Чтоб пилот хоть что-то видеть мог и дальше лететь!
Ну и всякой мелочи, конечно, хватало: резинки, пластмаски, проводочки. Но главное – это броня, дюраль, дерево и тряпка! Вот из этого и делали нашего «Илюшу» – «летающий танк», грозу фашистов!
Самолет Ил-2 в годы войны
И вот «Ил» пошел в серию! Заводы в Москве, Филях и Воронеже начали штамповать новые штурмовики, как горячие пирожки. Но тут грянула война…
22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну. В советских ВВС «Илов» было катастрофически мало – всего 249 штук!
Ил-2 выпускали в…
Первые серийные штурмовики Ил-2 сошли с конвейера в феврале 1941 года на заводе № 18 в Воронеже. В связи с началом войны и угрозой оккупации, завод был эвакуирован в Куйбышев в ноябре 1941 года, где продолжилось производство. Также в Куйбышев быд эвакуирован и завод № 1 из Москвы. Основными центрами серийного выпуска Ил-2 стали авиационные заводы №1 и № 18 в Куйбышеве (ныне — Самара), а также завод № 30 в Москве.
Значительная часть от общего объема производства Ил-2 (36 183 экземпляра) была сосредоточена в Куйбышеве, где было выпущено около 74% самолетов (26 888 шт.). В течение 1941-1942 годов небольшие партии Ил-2 производились на заводе № 381 в Ленинграде и Нижнем Тагиле.
После эвакуации и возобновлении производства «Илов» для фронта делалось явно недостаточно. Сталин взбесился и отправил директорам заводов гневную телеграмму, обвинив их во «вредительстве»! Труженники тыла делали все, что было в их силах и даже более того. Количество производимых Ил-2 росло.
В начале 1942 года пушки ШВАК заменили на более мощные 23-мм пушки ВЯ.
Позже, в 1942-м, появилась новая версия «Ила» – Ил-2М2. Движок стал мощнее (АМ-38Ф на 1750 «лошадок»), аэродинамику улучшили, а броню усилили до 950 кг!
Потери в боях были огромные, но броню сверху и сзади ставить не решались. Ильюшин, рискуя головой, разработал двухместный «Ил» со стрелком!
В марте 1942 года новый «Ил» взлетел в небо. У стрелка был мощный 12,7-мм пулемёт УБТ с запасом в 150 патронов. Стрелок был отделен от пилота топливным баком. В октябре 1942 года Сталин дал добро на производство двухместного «Ила», который получил название Ил-2М3. И уже к концу месяца новые «летающие танки» начали прибывать на фронт!

Вооружение и модификации Ил-2
Появление стрелка в «Иле» перевернуло ситуацию! Наши штурмовики стали жить дольше, а у люфтваффе начались проблемы.
Производство «Илов» выросло до тысячи в месяц! И это несмотря на то, что конструкторы постоянно что-то меняли, чтобы улучшить аэродинамику. Ведь скорость «Ила» упала до 404 км/ч.
Но изменения вносили прямо на ходу, не останавливая производство! К середине 1943 года скорость удалось поднять до 439 км/ч, хотя «Ил» становился всё тяжелее.
Вес рос из-за нового, крутого оружия! Самое главное – появились 37-мм пушки! Мощные, точные, скорострельные! Они могли пробить броню (кроме лобовой) даже у PzKpfw V (Пантера) и PzKpfw VI (Тигр)!
В крыльевых отсеках теперь можно было нести больше бомб, а под крыльями появились подвески для огромных ракет РС-132 и контейнеры с 200 маленькими, но злыми бронебойными бомбами ПТАБ.
В 1942 году появился первый «Ил» с двойным управлением – для обучения лётчиков. Потом такие машины стали переделывать прямо в частях, а с 1943 года заводы начали выпускать «учебные Илы» небольшими партиями.

А еще в полевых условиях из «Ила» сделали торпедоносец – Ил-2Т! Он мог нести 450-мм торпеду! Вот это универсальная машина!

Ил-2 сколько выпущено
| Производитель | 1941 | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | Всего |
| №1 (Москва) | 2 | 2 | ||||
| № 1 (Куйбышев) | 3 | 2991 | 4257 | 3719 | 957 | 11927 |
| № 18 (Воронеж) | 1481 | 1481 | ||||
| № 18 (Куйбышев) | 29 | 3942 | 4702 | 4034 | 931 | 13638 |
| № 30 (Москва) | — | 1053 | 2234 | 3377 | 2201 | 8865 |
| № 381 (Нижний Тагил) | 27 | 243 | 270 | |||
| Всего | 1542 | 8229 | 11193 | 11130 | 4089 | 36183 |
За годы войны было выпущено 36 183 «Илов»! А в августе 1944-го промышленность полностью переключилась на новый штурмовик – Ил-10. К тому времени производство самолетов достигло космических высот – 2300 штук в месяц! За первые восемь месяцев 1944 года сделали 16 тысяч Ил-10 (а за весь 1943-й – «всего» 11200 самолётов).
Если раньше было сложно набрать целый полк «Илов», то в 1944 году в операциях участвовало до 500 штурмовиков! После их налётов на земле не оставалось ничего, что могло бы двигаться. Командир обычно кричал: «Делай как я!», и вся армада «Илов» начинала пикировать, поливая врага огнём и засыпая бомбами.
Немцы дали Ил-2 прозвище
В Красной армии «Ил» ласково называли «Илюша», а немцы прозвали его «Schwarzer Tod» – «Чёрная смерть»! Вот это признание!
Экспорт и послевоенное использование
В 1943 году «Илюша» начал помогать другим странам! Польша, Чехословакия, Югославия и Болгария получили около 650 наших «Илов». А после войны более 2000 машин отправились в Китай и Северную Корею!
В некоторых странах, например, в Польше и Чехословакии, «Ил» получил новое имя. Местные умельцы начали его переделывать: ставили разное оборудование, меняли оружие и даже делали заднюю часть фюзеляжа из ткани и стальных трубок! Вот так «Илюша» жил и служил по всему миру!

Другие штурмовики Второй Мировой Войны
«Ил» и компания: кто еще летал штурмовать во Второй Мировой
Конечно, «Ил-2» был крутой машиной, но не один он работал по наземным целям с воздуха! Во Второй Мировой хватало самолётов, которые тоже пытались крошить танки и поддерживать своих солдат. Да, может, у них не было такой брони, как у нашего «летающего танка», но они тоже вносили свой весомый вклад в боевые действия своих армий.
Итак, давайте углубимся в характеристики других самолетов, которые воевали наравне с «Ил-2», но оставим эмоции при себе. Только факты, но в понятной форме.
По ту сторону фронта (Страны Оси)
Fw 190 (Германия): «Фокке-Вульф» – универсальный солдат

- Роль: Истребитель-бомбардировщик, штурмовик
- Двигатель: BMW 801 (радиальный, 14 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 20-мм пушки MG 151/20, 2 x 13-мм пулемета MG 131 (в зависимости от модификации) + бомбовая нагрузка до 500 кг
- Особенности: Высокая скорость и маневренность, универсальность применения. Отсутствие серьезной бронезащиты.
- Суть: Мог и истребитель сбить, и бомбы на врага сбросить. Быстрый, но не очень живучий.
Hs 129 (Германия): «Хеншель» – охотник на танки (такой себе «немецкий Ил-2»)

- Роль: Штурмовик, противотанковый самолет
- Двигатели: 2 x Gnome-Rhône 14M (радиальные, 14 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 20-мм пушки MG 151/20, 2 x 7,92-мм пулемета MG 17 + 30-мм пушка MK 101 или 75-мм пушка BK 7,5 (в зависимости от модификации)
- Особенности: Мощное противотанковое вооружение, неплохая бронезащита кабины. Низкая скорость и маневренность.
- Суть: Специально создан для уничтожения танков, но был медленным и уязвимым для истребителей.
Ju 87 «Stuka» (Германия): «Штука» – пикирующий бомбардировщик

- Роль: Пикирующий бомбардировщик, непосредственная поддержка войск
- Двигатель: Junkers Jumo 211 (V-образный, 12 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 7,92-мм пулемета MG 17 (синхронные, вперед), 1 x 7,92-мм пулемет MG 81 (подвижный, назад) + бомбовая нагрузка до 500 кг
- Особенности: Высокая точность бомбометания при пикировании, психологическое воздействие сирены. Неубирающееся шасси Низкая скорость и слабая защита.
- Суть: Эффективен в начале войны, но быстро устарел из-за высокой уязвимости.
Breda Ba.65 (Италия): «Бреда» – штурмовик для Африки

- Роль: Штурмовик, истребитель-бомбардировщик
- Двигатель: Fiat A.80 RC.41 (радиальный, 18 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 12,7-мм пулемета Breda-SAFAT, 2 x 7,7-мм пулемета Breda-SAFAT + бомбовая нагрузка до 500 кг
- Особенности: Неплохая маневренность, возможность выполнять различные задачи. Ограниченная дальность полета и слабая броня.
- Суть: Универсальный, но не выдающийся самолет, применялся в основном в Северной Африке.
Mitsubishi Ki-51 (Япония): «Мицубиси» – японский штурмовик

- Роль: Штурмовик, самолет непосредственной поддержки войск
- Двигатель: Mitsubishi Ha-26-I (радиальный, 14 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 7,7-мм пулемета Type 89 (синхронные, вперед) + бомбовая нагрузка до 200 кг
- Особенности: Легкий и маневренный, простота в обслуживании. Отсутствие брони и слабое вооружение.
- Суть: Подходил для операций в условиях джунглей, но был уязвим для современной авиации.
Наши союзники (Страны Антигитлеровской коалиции):
A-36 Apache (США): «Апач» – пикирующий «Мустанг»

- Роль: Пикирующий бомбардировщик, штурмовик
- Двигатель: Allison V-1710 (V-образный, 12 цилиндров)
- Вооружение: 6 x 12,7-мм пулеметов M2 Browning + бомбовая нагрузка до 454 кг
- Особенности: Высокая скорость и маневренность, наличие тормозных щитков для пикирования. Отсутствие брони.
- Суть: Быстрый и точный бомбардировщик, эффективный против наземных целей.
Vultee Vengeance (США/Великобритания): «Венженс» – пикирующий бомбер

- Роль: Пикирующий бомбардировщик, непосредственная поддержка войск
- Двигатель: Wright R-2600 (радиальный, 14 цилиндров)
- Вооружение: 4 x 7,7-мм пулемета Browning (в крыльях) + бомбовая нагрузка до 907 кг
- Особенности: Высокая скорость пикирования, большая бомбовая нагрузка. Отсутствие брони.
- Суть: Надежный и эффективный бомбардировщик, широко применялся союзниками в Азии.
Hawker Hurricane Mk. IID (Великобритания): «Харрикейн» – противотанковый истребитель

- Роль: Истребитель-штурмовик, противотанковый самолет
- Двигатель: Rolls-Royce Merlin XX (V-образный, 12 цилиндров)
- Вооружение: 2 x 40-мм пушки Vickers «S»
- Особенности: Мощное противотанковое вооружение. Низкая скорость и маневренность.
- Суть: Эффективен против легкой и средней бронетехники, но уязвим для истребителей.
Republic P-47 Thunderbolt (США): «Тандерболт» – универсальный боец

- Роль: Истребитель-бомбардировщик, штурмовик, истребитель сопровождения
- Двигатель: Pratt & Whitney R-2800 (радиальный, 18 цилиндров)
- Вооружение: 8 x 12,7-мм пулеметов M2 Browning + бомбовая нагрузка до 1134 кг или 10 x 127-мм ракет
- Особенности: Большая дальность полета, высокая прочность, мощное вооружение. Универсальность применения.
- Суть: Многоцелевой самолет, способный выполнять широкий спектр задач.
Су-2 (СССР): «Сушка» – ближний бомбардировщик

- Роль: Ближний бомбардировщик, разведчик, штурмовик (в начале войны)
- Двигатель: М-62 (радиальный, 9 цилиндров)
- Вооружение: 4 x 7,62-мм пулемета ШКАС + бомбовая нагрузка до 400 кг
- Особенности: Высокая скорость и маневренность. Слабая броня и недостаточное оборонительное вооружение.
- Суть: Переходный тип самолета, быстро устарел и был заменен более современными машинами.
Особенности Ил-2
Так в чем разница между ними и Ил-2? Ил-2 был особенным по нескольким причинам:
- «Броня — наше всё!»: Он был очень хорошо защищен броней, как настоящий танк, что делало его очень живучим на поле боя.
- «Много-много!»: Их сделали просто огромное количество! Поэтому Ил-2 был на каждом фронте.
- «Универсальный солдат»: Ил-2 мог делать много разных вещей: атаковать врагов, бомбить и даже сражаться с вражескими самолетами.
Конкурент Ил-2: Су-6
Стоит упомянуть, что в Советском Союзе существовал и другой проект бронированного штурмовика — Су-6, разработанный ОКБ Сухого. Этот самолет, хотя и показывал хорошие результаты на испытаниях, так и не был запущен в серийное производство. Причинами этого стали перегруженность производственных мощностей, приоритет производства Ил-2, а также переориентация ОКБ Сухого на разработку других типов самолетов. Несмотря на это, Су-6 остался интересным примером советской конструкторской мысли в области штурмовой авиации.

«Ил-2»: Легенда, которая не умрёт!
Знаете, есть вещи, которые просто не забываются! И «Ил-2» – одна из них! Это не просто самолёт, это часть нашей истории, часть нашей души!
Памятник Ил-2
Памятники штурмовику Ил-2, разработанному в ОКБ Ильюшина и ставшему легендой Великой Отечественной войны, установлены во многих городах, напоминая о подвигах летчиков и рабочих тыла. Среди наиболее известных:
- Воронеж: у авиазавода, в честь трудового подвига (1979).
- Дубна: на месте падения самолета (2008).
- Истра: старейший макет, посвященный обороне Москвы (1965).
- Лебяжье: в честь защитников балтийского неба.
- Москва: на территории «АК имени С. В. Ильюшина» (1978).
- Новороссийск: поднятый со дна Черного моря (1980).
- Самара (ранее Куйбышев): символ боевой и трудовой доблести, место массового производства Ил-2 (1975).
Авторство: Altoing. собственная работа. Источник изображения: wikimedia.org
Мужество летчиков Ил-2
А лётчики! Это ж были настоящие камикадзе! Летели в самое пекло, под пули, под зенитки! Знали, что могут не вернуться, но всё равно летели! За Родину! За Победу! И награды у них были соответствующие – Герои Советского Союза! Ордена! Это ж не просто железки, это символы их мужества и героизма!

Летающий Ил-2
А знаете, что самое крутое? Что есть люди, которые восстанавливают «Ил-2»! Находят их где-то в болотах, в лесах, собирают по кусочкам и снова поднимают в небо! И вот ты стоишь, смотришь, как эта махина взлетает, и понимаешь – вот она, живая история! Вот она, легенда, которая не умрёт!
Этот Ил-2 был поднят со дна озера в Мурманской области и восстановлен фондом «Крылатая память Победы» при поддержке ПАО «Ил».
Ил-2 фильм
«Лётчик» (2021): выжить любой ценой!
Этот фильм – история про советского лётчика Николая Комлева. Его «Ил-2» сбивают, и он, как по волшебству, остаётся жив. Но вместо тёплой постели – суровая зима и лес вокруг. Ему нужно будет пройти через многое, чтобы просто выжить и вернуться домой.
В «Лётчике» «Ил-2» – это больше, чем просто самолёт. Это часть его жизни, его боевой друг, то, что защищало его в небе. Когда он теряет «Ил», начинается его личная война за выживание.
Фильм берёт за душу своей правдивостью. Он показывает, что лётчики – не только герои, но и обычные люди, которые боятся, страдают, но всё равно хотят жить.
Если вам интересно увидеть, как «Ил-2» сражался, и прочувствовать атмосферу войны, «Лётчик» – хороший вариант.
Читайте: Иван Кожедуб: легенда воздушных боев



Отличная статья.
Большая плодотворная работа. Спасибо за публикацию. Успехов и совершенства
Познавательно. Всегда открываешь что то новое для себя. Респект и уважуха.
👍 Молодец , Игорь. Интересное занятие нашел. И для любителей авиации познавательно. Твори дальше, почитаем.
отличная статья! продолжай не останавливайся! чем смогу помогу
Хорошая статья . Не знал что пушки пробивали броню танка . Познавательно
Спасибо за рассказ. Было интересно и познавательно.
Спасибо большое за статью! Было очень интересно узнать нашу историю.
Очень интересно! Прочитала статью на одном дыхании, а точнее затаев его. И такая гордость за нашу страну! За конструкторов и лётчиков! Спасибо вам!
Штурмовик Ил-2 — легенда авиации, символ ВОВ. спасибо вам за интересный рассказ
Просто уважение вам, сколько надо было переработать материала для статьи! И гордость за нашу страну! Спасибо